Андрей Зубенко UT6UE
Радист. Участник двухгодичного путешествия вокруг земли на самодельной яхте "Купава"
http://uarl.com.ua/news/antarctida

В сентябре прошлого года со страниц украинского радиопортала я обратился с призывом о помощи украинской армии, защищающей наши земли на востоке страны. Откликнулось много людей и удалось собрать значительную сумму. Деньги продолжают поступать и сейчас. Первоначально я не планировал афишировать свою деятельность по помощи армии. Мы просто делали свою работу. Делали то, что считали наиболее важным из того, что мы можем сделать, не особо об этом распространяясь. Наверное, это было неправильно. Поэтому сейчас я решил рассказать о направлениях своей деятельности и о том, на что идут собранные средства.

Весной, когда я проходил службу в одном из добровольческих батальонов, и летом, когда начал активно заниматься волонтерской деятельностью, основной проблемой для нас было отсутствие в армии обмундирования, бронежилетов, касок, ботинок, аптечек и т.д. Вся страна взялась помогать нашим военным решать проблему плохого снабжения. И люди эту проблему решили. Практически без участия государства населением было налажено снабжение наших войск на востоке Украины. Но не хватало высокотехнологичных средств разведки и связи. Например, беспилотных летательных аппаратов.

Тогда систематическими поставками БПЛА в армию никто не занимался. Информации о них не было вообще. Если не считать периодических заявлений наших командиров о создании очередного украинского беспилотника, который "скоро" будет принят на вооружение.

Единственным источником летательных аппаратов тогда, как впрочем и сейчас, были волонтеры, которые покупали за рубежом все, что могло летать и нести видеокамеру. И, конечно, часто покупались не боевые аппараты, а радиоуправляемые игрушки с очень ограниченными возможностями.

Мое участие в этом процессе начиналось еще летом с того, что меня попросили друзья-волонтеры из Ровно помочь разобраться с купленным во Франции радиоуправляемым самолетом. С этого все и началось.

Я познакомился с массой людей и организаций, тем или иным образом вовлеченных в процесс создания беспилотных аппаратов в Украине.

Старые государственные структуры были отброшены сразу. Переговоры с ними ни к чему не привели. Общий тон их разговоров был такой: "Государству ничего не нужно… О нас забыли… Мы можем создать лучшее в мире… Дайте денег и мы создадим …" При этом ни одного живого образца они показать не могли, а цены назывались такие, что у меня энтузиазм сразу пропадал.


К счастью, кроме профессионалов, в Украине оказалось большое количество энтузиастов-любителей. Как в свое время для меня стало открытием радиолюбительского движения в Украине, так и сегодня авиамодельный спорт поразил меня огромным количеством мотивированных профессиональных инженеров. Масса авиамоделистов страны включилась в работу по созданию аппаратов, способных обеспечивать выполнение задач наблюдения и разведки для нашей армии. Вот с ними оказалось работать легко и эффективно.

Андрей Зубенко и гл. конструктор БПЛА Александр Блажко

Перебрав разные варианты и прислушавшись к мнению авторитетных для меня людей, я остановился на квадрокоптерах с небольшой дальностью полета. Их собирала группа киевских инженеров-авиамоделистов во главе с Александром Блажко. Основными преимуществами данного аппарата для меня были:

- простота управления – важный фактор, учитывая отсутствие в войсках подготовленных людей. Время на подготовку экипажа из двух человек составляло всего несколько дней, в отличие от подготовки экипажа того же самолета, которая могла занимать несколько недель;
- компактность и относительная мобильность, отсутствие необходимости специальных условий для взлета и посадки;
- цена, которая составляла на тот момент около 3 000 долларов США.

Строился комплекс на базе китайского коптера "Fantom DJI". После покупки он проходил глубокую переработку, в результате которой значительно расширялись его возможности и он из игрушки превращался во вполне рабочий аппарат.

Первый коптер, собранный по моему заказу в сентябре, имел дальность полета 3 км (первый с такой дальностью. До этого они летали на 1,5 км); был оснащен наземной станцией с "привязанным" к ней кабелем пультом управления и планшетным компьютером. Полный комплект оборудования вмещался в два ящика и сумку с телескопической мачтой и размещенной на ней антенной. Свой боевой путь он начал в районе донецкого аэропорта и населенного пункта Пески.

С тех пор комплекс сильно изменился. Работа по совершенствованию ведется постоянно. Увеличилась дальность полета до 4,5 км, удалось сделать его абсолютно мобильным, что позволило использовать его даже с брони БТРа при сопровождении колоны на марше или сепрятавшись в окопе. Значительно повысилась надежность аппарата.

Сегодня основными задачами по дальнейшему развитию комплекса для нас являются:
- увеличение времени полета с 18 минут до 30 минут – работы в этом направлении ведутся;
- оснащение коптера недорогим тепловизором – тепловизор уже пришел, готовимся к тестовым полетам;
- увеличение дальности полета до 7 км.

В результате у нас сформировалась группа, которая благодаря усилиям главного вдохновителя и конструктора Александра Блажко наладила, можно сказать, мелкосерийное производство квадрокоптеров для АТО.

На сегодняшний день собрано и отправлено в войска уже чуть меньше полусотни аппаратов. Наши коптеры летают практически на всех участках фронта. В декабре прошлого года мы со своими аппаратами приняли участие в учениях на Яворовском полигоне, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие БПЛА с артиллерией.

Финансирование и поставка в войска аппаратов осуществляется по нескольким направлениям:

1.     Я ищу финансирование, и под это финансирование закупаются комплектующие и создаются комплексы с последующей передачей их на передовую и обучением пилотов;

2.     К нам обращаются подразделения, которым волонтеры собрали необходимую для покупки и переоборудования коптеров сумму;

3.     Мы собираем в войсках разбитые или купленные волонтерами коптеры, и за собранные нами средства восстанавливаем или модернизируем их, делая пригодными для использования в войсках.

 Кроме коптеров сегодня в Украине для создания авиационных разведывательных  комплексов используются фюзеляжные аппараты и летающие крылья.

Основным их достоинством является дальность и время полета, которые могут в разы превосходить показатели коптера. Но у них есть свои существенные недостатки. И идеальным, с моей точки зрения, было бы использование пары самолет-коптер, которые дополняли бы друг друга и нивелировали недостатки каждого.

Такой комплекс должен включать в себя коптер (глубина разведки 3 – 4 км, с возможностью взлета/посадки прямо из окопа и зависания над целью для корректировки минометного огня) и самолет (глубина разведки до 15 км). Самолеты уже есть и их не нужно создавать с нуля.

В Днепропетровске наладили выпуск отличных аппаратов, которые активно работают в Вооруженных Силах Украины. Недавно его создатели получили благодарность от Пограничной службы Украины за свои изделия.

Однако создание такого комплекса пока тормозится отсутствием транспортного средства, без которого использование самолета сильно ограничено. Но вопрос автомобиля для нас пока нерешаемый из-за высокой стоимости.

При создании аэроразведывательных комплексов мы столкнулись с проблемой разных систем координат, используемых в наших военных и гражданских картах. Это создаёт некоторые трудности особенно при работе с артиллеристами. Ну и кроме того стоит задача включить аэроразведку в систему управления артиллерийским огнём. В рамках решения этой задачи мы пытаемся наладить работу как с энтузиастами-программистами, так и с соответствующими волонтерскими организациями и государственный (военными) структурами.

Источник средств у нас один – помощь населения страны. Так уж получилось, что основные поступления идут от радиолюбителей, которые откликнулись на мой призыв на странице Украинского Радиопортала.


Вторым направлением, на которое расходуются средства, является участие в организации обучения личного состава ВСУ и Национальной Гвардии. Для этих целей мы арендовали учебный класс, в котором проводим занятия по разным направлениям военной подготовки.

Кроме того, мы подготовили и издали три методических пособия для Вооруженных Сил, объемом порядка 180 страниц каждая по темам: "Поисково-разведывательные группы", "Инженерные боеприпасы и инженерные средства" и "Малые рейдовые группы: Общевойсковая подготовка. Партизанская тактика".

Подготовлена к печати и передана в типографию новая книга "Основы подрывного и минного дела". Книги печатаются тиражом 1 000 экз. К сожалению, больше пока не можем. В войска книги передаются бесплатно.

С недавнего времени мы решили продавать книги и гражданскому населению, чтобы иметь возможность собирать деньги на издание новых пособий и на аренду помещения для учебного класса.

Сейчас планируем расширить тематику обучения, дополнив ее подготовкой оператора БПЛА, с углубленным изучением топографии и корректировки артиллерийского огня.

Есть ещё несколько направлений, которые требуют не меньше сил и времени, но существенно менее затратные. Например, приведение к нормальному бою оружия или обеспечение планшетниками и бумажными картами подразделений на передовой.

Актуальным остаётся и снабжение элементами экипировки и вооружения, а так же средствами личной гигиены бойцов.
 
Это вкратце то, чем занимаюсь я и люди вокруг меня. Если кому-то нужна помощь в приобретении или создании БПЛА, в организации обучения солдат или получении методической литературы, с радостью поможем.

Если кто-то может сам помочь, также с радостью примем его помощь.
С уважением,
Андрей Зубенко (UT6UE)
+380 95 602-51-14
+380 68 911-67-34
+380 63 025-80-48
[email protected]
Счёт в ПриватБанке: 5457 0822 3392 1431
Зубенко Андрей Витальевич

http://uarl.com.ua/news/antarctida

18 02 2015

 
 
html counterсчетчик посетителей сайта