urs351.gif (8656 bytes)


Коалиция против спама - теперь сражаемся всерьез?

Скажу банальность: спам - это раковая опухоль Интернета, разрастающаяся с каждым днем. И правда - сказал банальность, однако проблема спама от этого не становится менее серьезной. До недавнего времени в России крупные компании проблема спама не очень-то волновала - по крайней мере, они во всеуслышание не высказывали своей озабоченности. Нет, конечно, популярные почтовые службы потихоньку отрезали спамерам пути-дорожки, ведущие к их сервисам, провайдеры создавали специальные антиспамерские службы, реагирующие на жалобы пользователей, однако борьба со спамом носила какой-то доморощенный характер.

Пользователи были уверены, что провайдеры заинтересованы в спаме, потому что он увеличивает трафик, а трафик для провайдеров - те же деньги; что крупные почтовые сервисы также заинтересованы в спаме, потому что якобы "продают спамерам базы пользователей", что... В общем, что никому пользователи не нужны, а спам - это болезнь, которая лежит тяжким грузом исключительно на пользователях. И пользователи пытались бороться с этой заразой - обычно совершенно доморощенными способами, вроде составления черных списков спамерских адресов, КПД которых намного меньше, чем у паровоза.

Однако, как в свое время пел Гребенщиков, - "видимо, что-то случилось где-то". Интернетовские и программные монстры наконец-то обратили внимание на проблему спама и взялись за ее решение. Каким образом? Они создали так называемую "Национальную коалицию против спама", и об этом было объявлено 3 сентября 2003 на соответствующей пресс-конференции.

В коалицию вошли: Mail.ru, Rambler.ru, Microsoft, "Ашманов и партнеры", Subscribe.ru, "Голден Телеком" и "Лаборатория Касперского". Чем обусловлен подобный состав участников? Давайте разберемся. "Рамблер" - лучший рейтинг, крупнейшая поисковая система и довольно мощный почтовый сервис. Перед пресс-конференцией "Рамблер" произвел опрос общественного мнения, в ходе которого выяснилось, что только 3% пользователей спам не раздражает. Остальные 97% решительно высказались в пользу того, что проблему спама нужно решать, а со спамерами желательно сделать что-нибудь жуткое, чтобы их род вывести на корню. Mail.ru - самый крупный почтовый сервис Рунета. В Mail.ru занимают серьезную антиспамерскую позицию и стараются сделать все возможное, чтобы оградить своих пользователей от этой заразы. Корпорация Microsoft уже давно серьезно озабочена проблемой спама и считает, что распространители спама наносят серьезный вред пользователям современных информационных технологий. Фирма "Ашманов и партнеры" и "Лаборатория Касперского" занимаются созданием различных программных средств, способных уберечь пользователей от спама и вирусов (не секрет, что многие типы вирусов при распространении используют различные спамерские технологии). "Голден Телеком" - крупнейший независимый провайдер, который подключился к работе коалиции, чтобы помочь решать проблему на высоком уровне. Subscribe.ru, известный сервер рассылок, вошел в коалицию чтобы, по словам их представителя, продемонстрировать реальную альтернативу спаму (прим. Экслера: имея в виду, как я понял, их собственные рекламные мощности).

В общем, подбор участников вполне впечатляющий. Практически все из них - компании, имеющие самое прямое отношение или к разработке различных антиспамерских средств, или к массовому применению этих антиспамерских средств.

Во время пресс-конференции выступали представители всех этих компаний и декларировали свои намерения. К их чести нужно сказать, что, по крайней мере, сами декларации были не обтекаемыми и расплывчатыми, а содержали вполне четкую программу действий. Это:

1) Выработка совместных технологических решений.

2) Выработка антиспамерского законодательства и его внедрение на государственном уровне.

3) Просветительская работа среди пользователей и клиентов спамеров.

4) Правовое преследование спамеров.

Во время ответов на вопросы журналистов участники коалиции подробно рассказали, что и как уже сделано. Оказалось, что ими проведена довольно большая работа по анализу действующего законодательства, и найдены законы, которые позволяют уже сейчас подавать судебные иски против некоторых выявленных спамеров. Как мне сказали в компании Mail.ru, они намерены в ближайшее время инициировать несколько исков. Возможно, это станет первым прецедентом в деле правовой борьбы с этой заразой.

Так что, на первый взгляд, создание подобной коалиции, а главное - ее последующая деятельность, - может заметно повлиять на решение этой очень серьезной проблемы. Однако что из всего этого получится на самом деле и получится ли что-нибудь вообще - покажут дальнейшие шаги. На мой взгляд, самое главное сейчас - это принятие соответствующего законодательства. Потому что пока этого законодательства не будет - хоть в каком-то виде, - спамеры, как сейчас, будут себя чувствовать совершенно безнаказанными.

Но есть и еще одна проблема. Создание всевозможных умных и интеллектуальных фильтров, способных подавлять от 70 до 90 процентов спама, - вещь крайне нужная и полезная. Но при этом получается, что разработчики подобных фильтров как бы бегут за уезжающим паровозом. Это как с вирусами. Антивирусные фирмы работают очень эффективно, однако как только появляется новый серьезный вирус - начинается эпидемия. Потому что еще не готово лекарство - и это понятно, ведь нельзя создавать лекарство от неизвестной заразы.

Со спамом - то же самое. Создатели фильтров анализируют различные спамерские приемы и создают противоядие - систему фильтров. Но спамеры изобретают новые способы и пробивают эти фильтры. И этот процесс бесконечен.

Поэтому, как мне кажется, нужно что-то править в консерватории - нашем любимом Интернете. Пока Интернет будет почти полностью анонимным, пока программное обеспечение будет позволять подделывать адреса отправителей, пока невозможно четко узнать, кто именно послал тебе это письмо - Интернет так и будет захлебываться спамом и вирусами. И никакие заплатки, фильтры и антивирусные программы саму болезнь не излечат. Нужен новый Интернет. Идентифицированный, неанонимный. Но это очень и очень сложная задача, которая требует весьма серьезного обдумывания и крайне тщательной и осторожной реализации.

Впрочем, отчасти для этого - для выработки совместной стратегии и совместных решений, - создана данная коалиция. Остается только надеяться, что ее деятельность будет энергичной и эффективной. Иначе от Интернета скоро вообще ничего не останется...

Ссылки по теме:

Автор статьи: Alex Exler

Адрес статьи: http://www.softkey.info/reviews/review.php?ID=486

 

UZ8RR Updated: