Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

 

 Переход с острова Пасхи до Мангаревы.

4

Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
 

Вместо супа можем готовить каши или макароны. Позже мы вообще отказались от супа в виду очень сложного обращения с ним на качке. Перешли на «неразливаемые» блюда. Обычно, каша готовится из следующего расчета: 0,5 кг крупы, например, риса засыпаем в кастрюлю (в последствие норма была снижена до 300 гр ввиду постоянного переедания), заливаем до краев водой (норма 1:2 была нами решительно отвергнута в ходе многочисленных экспериментов), добавляем грамм 200 овощных консервов (спаржа, горошек, фасоль, буряк и т.д. – все, что найдется в закромах), кидаем бульонный кубик, один или два, перец, соль, приправы по вкусу. Опять-таки, если не поймана рыба, заправляем 200 гр мясных или рыбных консервов (если они есть). Иногда консервы заменяют летучие рыбки и кальмары, собранные утром на палубе. Все это доводим до кипения. Как только смесь начинает устойчиво кипеть, огонь выключаем. Кастрюлю укутываем, или хотя бы накрываем чем-нибудь. И оставляем в тихом месте на час. Можно и на 30 минут, но час лучше. И суп, и каши, и макароны, и картошка отлично доходят до состояния готовности в таком «термосе». При этом экономится значительное количество газа. У нас расход газа составляет 15 кг примерно на 2,5-3 месяца. Самый большой потребитель газа – это блины. Наверное, половина всего газа, как и воды, идет именно на них. Ну и ночные чаи на вахте. Для ночных чаев лучше всего использовать термосы – чай кипятится один раз за ужином и тут же заливается в термосы для ночного употребления. Тоже экономия газа.

Крупы использовать дешевле, чем макароны. В любой стране рис можно найти за доллар килограмм. Макароны обходятся в два-три раза дороже. Консервы, мясные и рыбные, обходятся от 1 доллара за банку 0,450, до 4-5 долларов. Порой в одном и том же магазине можно найти консервы по совершенно разным ценам.

Ко всему перечисленному нужно добавить кетчупы, майонезы, свежие овощи (уходят в первую неделю, в лучшем случае, две, перехода в виду непригодности для длительного хранения), вино, печенье и всякую дребедень, которую мы можем себе позволить на берегу. Но это уже, как говорится, опцион. Если перевести основное меню в деньги, получается около 6-7 долларов в сутки. Это без мяса. На двоих. Правда, тогда мы еще не знали, что есть Таити, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея и другие родственные им страны, где все цены легко можно умножать на два. И, даже, в этом случае получается, что в море наше питание обходится гораздо дешевле, чем дома, в Киеве. Тем более, что мы научились экономить и «нюхом» отыскивать самые выгодные цены. На рынках и в небольших магазинчиках просто необходимо торговаться. А в каждом супермаркете есть свой акционный товар. Это помогает значительно сэкономить деньги. Например, как-то на Таити мы закупили рис по 0,9 доллара за килограмм, при том, что обычная цена на него 3 - 4 доллара. И рыбные консервы купили по доллару, в несколько раз ниже их обычной стоимости. Причины снижения цены в разы могут быть разные – от дефектов упаковки до близости окончания сроков годности. Для нас - это возможность существенно сэкономить. Ну и овощи-фрукты лучше брать местные. На каком-нибудь острове стоимость самых простых яблок может доходить до 7-10 долларов за кг, тогда как вкуснейшая папайя обойдется в сущие копейки. Как правило, на ценниках в островных государствах всегда указывается происхождение товара – местный или импортный. Это важно. Потому что саму цену на ценниках найти не всегда можно. Ну, и поход по окрестностям может вообще принести массу приятных сюрпризов в виде бесплатных экзотических фруктов.

Обычно, стоимость нашей закупки на переход составляет порядка 100 – 200 долларов. Переходы меньше трех недель мы практически никогда не рассчитываем. Наше положение облегчается тем, что на яхте нет холодильника. И, значит, мы не можем запасать скоропортящиеся продукты, такие как мясо, колбасы, сыры и т.д. Это тоже способствует экономии средств. Все эксперименты с такими продуктами до сих пор заканчивались плачевно для этих продуктов. Мы или срочно поедали их, набивая до упора желудки и срезая плесень с недоеденного, или выбрасывали за борт. Что было очень обидно.

Конечно, к этому рациону можно добавлять все, что угодно. У нас, например, всегда есть лук и чеснок. Чеснок хорошо хранится, и едим мы его килограммами. Но это уже каждый должен определять по своим потребностям. Советую всегда иметь на яхте запас рыболовных крючков, тройников, мощной лески, грузил, поводков и т.д. Рыба вокруг есть почти всегда. А зажарить свежего тунца на переходе всегда приятно и полезно. Отдельным пунктом должны стоять специальные крючки или готовые воблеры для кальмаров. За ночь у нас бывает по нескольку поклевок кальмаров. И без специальных крючков их достать практически невозможно. О воблерах я уже говорил. Если нет желания возиться, имейте их запас побольше. После нескольких поклевок острые зубы хищников приводят их в полную негодность. А вот удилища мы не используем совсем. И катушки идут лучше всего старые советские. Мы крепим их прямо на реллинг и включаем трещотку. Дешево и надежно. Только перед установкой рекомендую обильно смазать катушки и набить их водостойкой смазкой. Иначе менять их придется вместе с воблерами. 

16.01.2011. Сутки были не очень удачные – прошли всего 87 миль.  Одно радовало – отличная погода. Ночь тихая и спокойная. Чистое небо, огромная луна. Ярко горит южный крест. Через него никогда не проходит луна, поэтому он виден даже в такие светлые ночи. Наверное, он производил большое впечатление на моряков старины, если и современных он не оставляет без волнения.

Ночью клюнула каракатица. Кальмары клевали и раньше. Но с обычного тройника они сходили. Хотя не раз бывало, что мы доставали оторванные щупальца. А пару раз, даже, вырванный клюв. Щупальца всегда шли в дело. Но, это были мелочи. Сегодня же каракатица села крепко. Приличная, около 40 сантиметров. Суп получился на славу. Удивительно, как может украсить суп обычная каракатица. Просто объедение.

К  утру до о.Henderson оставалось меньше 60 миль. Ходом 4,5 узла как раз будем к ночи. Что бы ночью не дрейфовать у острова, заранее убрали геную. Идем без парусов 2,5 узла. Рассчитываем подойти к Хендерсону утром.

Весь день отличная погода. Океан безбрежен и пустынен. Животных нет, рыбы нет. Даже птицы сюда не залетают.

17.01.2011. За сутки с учетом дрейфа прошли 68 миль. Ветер северо-восточный до 10 узлов. К полуночи, когда до острова оставалось 20 миль, мы поставили геную. Рассчитываем ходом 3,5 узла быть на месте часам к восьми утра.

В 6.30, когда до острова оставалось около 3 миль, показалась земля. Солнце еще не взошло, и остров контуром вырисовывался на фоне светлеющего неба. К этому времени мы уже убрали геную и шли без парусов. К таким островам лучше не подходить ночью. Главная опасность – на картах они могут располагаться с большой погрешностью. В нашей практике такая погрешность достигала 6,5 миль. Поэтому ближе 10 миль мы подходим, только если можно вести визуальное наблюдение.  Идем, не ставя парусов, со скоростью 2,5 узла. Ветер северо-восточный 15 узлов.

Когда рассвело, уже у самого острова, поставили геную. 8.00 – подошли к острову. Еще на подходе нас встретила стая фрегатов.  Сначала прилетел один. Он облетел яхту и повис над мачтой. Затем к нему стали подтягиваться другие. Чем-то их привлекала именно мачта. Они, толкались и толпились над нею. Почему их заинтересовала мачта, мы так и не поняли. Хотя кое-какие догадки у нас, все же, появились. Я как раз брился, сидя у входа в рубку. Надо мной висела толпящаяся банда. О том, что это именно банда, я понял очень быстро. Это был дозор, так сказать, авангард. Они первые встретили нас. И тут же очень метко накрыли нас. Сразу четыре отметины растеклись у меня по плечам и ногам. Ни одного промаха.  Потом был второй заход и опять почти без промахов. Я не успевал укрываться. Это же надо, пройти полмира, что бы быть обгаженным фрегатами с необитаемого острова посреди Тихого океана. Я даже не представляю, каким богатым теперь я буду. Не иначе, как на острове нас ждут сокровища средневековых пиратов. Фрегаты еще долго толпились над мачтой. Затем улетели на мыс. Там дислоцировалась огромная стая их основных сил. К счастью, основные силы нами не заинтересовались.

Мы обогнули остров с севера и в 9.30 стали на якорь у северо-западного берега в точке S24*21” W128*21”.  Это место мы выбрали заранее, по спутниковым снимкам, закачанным из интернета еще на Пасхи. Подходя к острову, мы уже знали, где можно высадиться на берег. Как и на Ducie, стали на два якоря. На этот раз якоря положили с буйрепами. Кроме того, к концам цепей привязали небольшие буйки, помогающие плавающим концам приподнять цепи. Оба якоря мы положили с носа. Один на глубине 6 м и второй на глубине 15 м. Установили аларм на  GPS на смещение на 0,02 мили, и сели завтракать. На завтрак у нас сегодня суп с каракатицей.

Первым делом после завтрака вычерпали воду из-под пайол. У нас течет дейдвуд – результат не очень качественной его установки во время подготовки яхты к походу. Мне особенно это неприятно, так как дейдвуд устанавливал я. На этот раз вычерпали литров пять. А ведь последний раз вычерпывали воду только вчера. После завтрака предприняли очередную попытку заклеить, вернее, замазать, дейдвуд с помощью лоскутков тряпок и сикафлекса. Сегодня уже разрезали тубу с сикой – вся ушла на борьбу с течью в последние недели. На мокрую поверхность сика не очень хочет становиться. А поверхность там мокрая всегда - вода течет без остановки. Пришлось делать дренаж, что бы хоть как-то отвести воду и подсушить поверхность. Сегодня последняя возможность остановить течь до прибытия в цивилизацию – сики больше нет. К счастью, как потом выяснилось, сегодняшняя попытка увенчалась успехом.

9.30. Накачали лодку. На этот раз мотор ставить не стали. Опыт Ducie пошел нам впрок. Вода, как и на Ducie, абсолютно прозрачная. На глубине 12 метров отлично видно дно, усеянное кораллами. Остров Henderson – это остатки древнего вулкана. Плоский, с высокими обрывистыми берегами по всему периметру. Пристать к берегу можно лишь в нескольких местах, где есть хоть какое-то подобие пляжа. Таких мест на острове всего два или три. Причем, лишь одно из них находится с подветренной стороны. Пляжи красивые – все они густо заросли кокосовыми пальмами, что придает им очень романтичный вид. А поверху весь остров покрыт зарослями густого низкорослого леса.  Мы собирались совершить разведывательный поход по острову. Прежде всего, нас интересовала вода и тропические фрукты. Поэтому в лодку с собой сразу взяли одежду, максимально закрывающую тело – брюки, футболки, туфли - и на всякий случай инструменты и ножи. Только мы погрузились в лодку, и я сделал несколько гребков веслами, как со стороны моря тут же примчалась небольшая акула. Такая же стройная и изящная, как на атолле Ducie. Она энергично прошла вокруг лодки, не оставляя сомнения в своей решимости. Сделав пару кругов, акула исчезла. Глядя на ту активность, с которой акула проверила нас, нырять как-то сразу расхотелось. И дело не в самой акуле. Дело в ее решительной агрессивности. По пути на берег мы проконтролировали основной якорь. Прозрачность воды позволила сделать это прямо с лодки. Якорь лежал на песчаном дне между кораллами. Якорь работал.

У берега был достаточно сильный прибой. В одном месте риф не доходил до поверхности воды, и волна там была поменьше. Над ним, вроде, можно было пройти. Высадились мы без проблем. Сначала на риф. Затем вынесли лодку на берег на руках, что бы не повредить ее об острые кораллы. И хоть на рифе волна тоже была приличная, под ногами у нас уже была твердая опора, и мы успешно достигли песчаного пляжа. Отнесли лодку подальше от воды в тень пальм и осмотрелись. Это был настоящий песчаный пляж, который упирался в настоящую пальмовую рощу. Весь берег был в пальмах. Когда-то пляж, скорее всего, был гораздо шире. Но со временем часть его заняла кокосовая роща. Кокос – очень интересное создание. Кокосы плавают по всему океану, ища себе подходящие местечки для оседания. Кокос идеально приспособлен для выживания. Он легко преодолевает с течениями тысячи миль. Хорошо защищен от проникновения внутрь морской воды. А толстый слой копры помогает ему выдерживать температурный режим. Даже в самый жаркий день сок в орехе остается прохладным. Твердая кожура ореха защищает его от животных и насекомых. Мы видели такие орехи и в море, и здесь, на острове, в полосе прибоя, и потом, на других островах тропиков. Везде, где есть пологий пляж, обязательно есть и кокосовые пальмы. Поэтому запастись кокосами можно практически на любом тропическом острове. Мы не перестаем поражаться приспособленности кокоса к выживанию. Удивительное растение.

Прямо здесь, на пляже, под пальмами мы нашли ветку с нашими первыми пятью зелеными орехами. До этого мы не имели опыта обращения с живыми кокосами. Тут же вспомнились коксы в Рио, которые надрезались прямо при нас и по 2 доллара продавались с воткнутой в них соломинкой. Я взял нож и сделал четыре глубоких надреза в орехе. Затем вынул получившуюся пробку. Внутри оказалась прохладная сладковатая жидкость. Вкусно. Все найденные орехи были выпиты тут же, не сходя с места.

Берег был песчаный. Это был настоящий песок, а не обломки кораллов, как это было на Ducie. На пляже как обычно много крабов и раков-отшельников. Повсюду видны потеки застывшей лавы. Красивый пляж. Красивая пальмовая роща. Если попадался валяющийся кокос, он тут же выпивался. Под пальмами вся земля была устлана толстым слоем пальмовых листьев и орехов. А в них шевелились раки-отшельники. Это было царство раков-отшельников. Они поедали кокосы. И неплохо на них отъедались. Иной раз отшельники достигали таких размеров, что уже и раковину себе подобрать не могли. Тогда в качестве жилища они использовали те же кокосовые орехи.

Как и планировали изначально, мы решили подняться на гору и найти воду в глубине острова. Но вертикальная стена, окружающая остров по всему периметру, была неприступной. Несколько попыток забраться наверх не привели к результатам. Наконец, мы сдались и вернулись в пальмовую рощу. Позже мне, все же, удалось забраться наверх. Но там оказались непроходимые заросли кустарника и невысоких деревьев. Заросли были настолько плотные, что по кустарнику легче было идти сверху, чем пробираться сквозь него. Пока я карабкался наверх, вокруг меня суетились небольшие белоснежные птицы. Похоже, я их очень интересовал. Они постоянно кружили надо мной, сопровождая меня по лесу. Но когда я, наконец, выбрался наверх, они меня оставили. Не захотели выходить из-под прикрытия пальм и высоких деревьев. Впрочем, вскоре вернулся и я. Пробиться сквозь плотные заросли, покрывавшие весь остров, я не смог. Поборовшись немного, я вернулся вниз. Как оказалось, сделать это было не так просто. Продираясь через заросли, я совершенно потерял ориентацию. Сходу найти обратный путь в этих дебрях совершенно одинаковой растительности я бы не смог. Благо я оставлял зарубки на деревьях. Они мне здорово помогли найти дорогу назад.

Вернувшись вниз, я вдруг обнаружил, что киса, в которой я взял с собой молоток и стамеску, куда-то пропала. Она была все время со мной, а теперь я даже вспомнить не мог, в какой момент она исчезла. Где-то потерял по дороге наверх. Черт, очень обидно. Я отправился на ее поиски. Ситуация осложнялась тем, что киса была серо-коричневого цвета. Как раз того цвета, которого была вся кокосовая подстилка в пальмовой роще. Я рыскал по роще, пытаясь отыскать тропу, которой мы поднимались наверх. Но это оказалось невозможным. Все вокруг было одинаковым и казалось незнакомым. Наконец, потеряв всякую надежду найти кису, я вернулся на пляж. Было очень обидно потерять инструмент. Юра сидел возле лодки, и, по-моему, уже не верил, что я найду пропажу. Я, расстроенный, сел возле Юры. И тут, прямо перед собой, вдруг увидел нашу кису. Все время она лежала рядом с лодкой, напрочь слившись с пальмовыми листьями и высохшими кокосовыми орехами. Камень упал с плеч.

Мы собрали большую кучу орехов и уселись в тени пальм, с наслаждением потягивая сладковатый сок кокосов. Мы быстро освоили технологию их вскрытия, и уже через небольшое время вокруг нас громоздились горы разделанных орехов. Это были минуты блаженства. Кокосовый рай. Что может быть лучше, чем укрывшись  в тени пальм необитаемого острова поедать кокосовые орехи. Мы лежали на берегу океана, пили кокосовый сок и рассуждали о вечном. О том, как сюда попали первые орехи, о том, как здесь зарождалась жизнь, о том, как появился остров.

Кокосы произвели на нас большое впечатление, и мы решили запастись ими. Мы еще не представляли, что такое кокосы в походе, но интуитивно чувствовали их абсолютную необходимость. Мы сделали рейд по пляжу. Следуя нашему опыту, полученному только что, собирали только зеленые орехи. Пока в орехах мы видели только источник вкусной прохладной влаги. Залезть на пальму у нас так и не получилось. Поэтому собирали то, что оказалось на земле или то, что висело в пределах досягаемости наших рук. Повсюду валялись большие коричневые, явно высохшие или испортившиеся орехи. Мы их не брали. Но я вспомнил фильм моего детства «Сеньор Робинзон», в котором герой безуспешно пытался вскрыть кокосовый орех. И потом, даже в Киеве я видел орехи, абсолютно не похожие на те, что мы только что поглощали. Они были коричневые, и в прочной скорлупе.

 
Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]