UT6UF UT6UE вокруг света на яхте "Купава"


Капитан:
Бондарь Юрий Васильевич (UT6UF)- Неоднократный участник морских и океанских переходов, известнейший яхтсмен и конструктор яхт.

Члены экипажа:
Зубенко Андрей Витальевич (UT6UE)- Чемпион Украины с парусного спорта.


 

 

Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

   
 

Стоянка на о.Мангарева

(архипелаг Gambier)

 

15

   
  Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20]
   
  16.02.2011

      С утра Юра занялся какими-то железяками, которые мы подобрали еще в Ушуайа, а я уселся за компьютер с картой посмотреть маршрут до Таити.

      Позавтракали ставшим привычным для нас полинезийским набором: сделали салат из сушенной рыбы и папайя, дополнили это жаренными бананами и свежим грейпфрутом и закончили чаем с полинезийским медом, который подарила нам Патриция.

      До обеда занимались фронтоном дома Фрица. Дом был деревянный, из рейки, обшитый листами шифера. Во многих местах рейка под шифером была повреждена. Термиты.
Я впервые увидел результат деятельности термитов своими глазами. Они съедают все подчистую. После термитов в дереве остаются красивые разводы ходов с гладкими, как будто обработанными фрезой, стенками. Страшная вещь! Не дай бог занести такого на яхту.
      Позже, на Таити, я был на яхте, которую съели термиты. Вернее, съели только деревянную отделку и мебель, т.к. яхта была пластиковая.
Ужасное зрелище! Выглядело это так, будто классный мастер поработал там фрезой, создавая затейливые росписи и узоры. Чтобы защититься от термитов, все дерево здесь обрабатывается специальными растворами. Но несмотря на это, термиты все равно представляют большую угрозу.

      На обед Дед приготовил картошку с гуляшом. Странно, но Фриц еще ни разу не подавал жареные блюда. Наверное, он считает их недостаточно полезными. Потом занялись машиной.
     
      От поездки сегодня отказались. Уже было достаточно поздно, а кататься по острову ночью не хотелось. К тому же, Дед нам давал все новые задания. Бондарь опять занялся бензопилой, а мне Фриц вручил неработающую газонокосилку.

       В отличие от Юры, я без особого энтузиазма принял свое задание. Сказать, что я испытывал радость от такого времяпровождения на тропическом острове, значило бы покривить душой. Я безучастно разобрал карбюратор и потерял оську поплавка. Дед видел, как я ищу ее в песке. Но ничего не сказал. Оську я так и не нашел. Сделал новую из гвоздя. Поспешно собрал мотор, чтобы еще чего-нибудь не потерять и окончательно не перевести агрегат в разряд неремонтопригодного.
Дед, похоже, понял, что я не в духе. Подошел ко мне и забрал газонокосилку со словами:
       - Нет проблем.

А я, воспользовавшись моментом, произнес:
       - Прогуляюсь минут 10, – и быстренько свалил со двора.

       Я шел по улице, когда меня окликнули.
В небольшом кафе на веранде сидела компания: Патрик с Патрицией и Наташей, Стефан с Майкой и незнакомый бородатый парень лет 30 с немолодой уже светловолосой женщиной наружности хиппи.
У нее был стильный самодельный рюкзак, сделанный из перуанской тыквы и расписанный каким-то рисунком. Они сидели на веранде магазина, сдвинув два столика вместе.
      - Андрей, иди к нам. Здесь человек, который собирается идти в Патагонию.

      Бородатого парня звали Адриан, а его спутницу Анек. Он венгр. Она француженка. Анек была худая (лет двадцать назад, наверное, она была очень стройная, а теперь - просто худая), со старыми руками и с кожей, никогда не знавшей косметики.
В юности Анек, скорее всего, была симпатичной, хотя, как и многие современные европейки, достаточно блеклой. Она была из эпохи хиппи и, похоже, так и осталась в той эпохе.

     Адриан с Анек пришли сегодня на 10-метровой яхте голландской постройки «Ганс Христиан».
Это красивая мореходная яхта с классическими обводами, тупым носом и круглой кормой.
Мы как раз возились у Фрица, когда увидели, как в бухту входит черная яхта, раскрашенная под старинный корабль.
 

          - Это французская яхта, – сказал тогда Дед.
        - У нее нет флага ни на корме, ни под краспицей.

        Яхта сделала круг по бухте и бросила якорь недалеко от Стефана. Теперь они всей компанией сидели в кафе и пили пиво.
        - А почему у тебя флага нет? – спросил я Адриана.
        - «Аттила» ходит под американским флагом. Это не лучший флаг для путешествий по миру. Поэтому мы его не достаем без нужды, – объяснил Адриан.

       Адриан последние несколько лет жил в Америке. Там купил эту яхту за 20 000 долларов. С яхтой ему повезло. «Ганс Христиан» 70-х годов постройки в этих размерах сегодня стоит около 150 000 долларов. Адриану удалось найти разбитую яхту, которую он в течение года восстановил со своими друзьями. И теперь с Анек идет на юг.
        - Мы друзья. Анек помогала мне восстанавливать яхту. Но мы только друзья – поспешил объяснить Адриан, привыкший, наверное, к вопросам об отношениях молодого парня и уже давно не молодой женщины.
        - Анек хорошая яхтсменка. На Карибах у нее своя 9-метровая яхта, на которой она много лет ходит вместе с дочерью. А еще - она отлично готовит. В любой шторм и на любой волне.

        Последнее для Адриана, пожалуй, было главным достоинством Анек. Адриан любил поесть. Основные деньги у него уходили именно на еду.
        - Денег мне нужно много. Я же должен хорошо питаться. И без мяса я не могу.

       Несмотря на свою молодость, Адриан был яхтсменом со стажем. Начинал он ходить под парусом на небольшой, 22 фута (около 7 м), яхте, которую купил в США за полторы тысячи долларов. Затем за 10 тысяч купил лодку побольше.
        - Я возил на ней пассажиров из Мексики в США, – рассказывал Адриан.
        - Нелегалов?
        - Только нелегалов, – со смехом ответил он.

А три года назад Адриан купил нынешнюю лодку.
        - Я долго искал такую яхту. Но все они стоили очень дорого. Наконец, мне попалась эта. Яхта была разбита. Поэтому и стоила дешево. Но я умею работать руками, и взялся ее восстановить.
Яхту он достроил и поначалу ходил в Карибском море. Возил туристов и пассажиров между Колумбией и Панамой:
        - Дорог там нет. Поэтому с пассажирами я проблем не испытывал. Брал 5 человек на борт по 150 долларов с человека. Один из пассажиров – на камбуз. За неделю зарабатывал 1000 долларов. А еще катал людей. Брал 10 человек, по 20 долларов с каждого, и вывозил их на 1 день на острова.
Это было хорошее время. Тяжело только было. Мы ходили между островами и за день меняли по нескольку стоянок. А у меня тогда лебедки якорной не было. Это потом я нашел в Мексике разбитую на камнях яхту и снял с нее гидравлическую лебедку. А до этого якоря доставал вручную.
А ну, восемьдесят метров 8-миллиметровой цепи и якорь 50 килограммовый вытащить!
Да по нескольку раз за день. К вечеру шевелиться не мог. Когда какой-то турист меня опять просил подойти «вон к тому островку», я убить его готов был. Хорошо, что от пистолета к тому времени уже отказался.   Адриан противник оружия на борту:
         - Да не нужно оно. У меня был пистолет. Но я от него сдыхался. В море оружие бесполезно. А на берегу ты обязан его декларировать и сдавать в полицию на время стоянки. Затем заранее подавать заявку на выдачу оружия. А получив его, нужно сразу уходить. Задержаться или, тем более, сойти еще раз на берег не имеешь права. В общем, одни проблемы.

         Адриан очень энергичный и никогда не унывающий человек. Из дома он уехал давно. Но перед этим успел закончить институт в Венгрии по специальности инженер-электрик. Учился хорошо, и после института ему предложили поработать в США. Он согласился, не раздумывая. Через год вернулся в Венгрию, имея уже 14 000 долларов. Это была огромная для Венгрии того времени сумма.
        - Я экономил все время. Мы с другом были. Он погулять любил и ничего не привез. А я собрал немного. Но на что потратить их, не знал. Поэтому пошел к своему дедушке.
Дедушка посоветовал Адриану поехать в Швейцарию и купить там машину для печати на пластике. Стоила она с доставкой как раз 14 000 долларов.
        - Я так и сделал. Это была первая такая машина в Венгрии. Бизнес сразу пошел. В компаньоны пригласил своего школьного друга. А через время оставил бизнес ему, а он мне за это каждый месяц перечислял 20 % прибыли. Неплохое было время.

        Адриан тогда вернулся в Америку. Сначала путешествовал на мотоцикле по Штатам. Затем купил свою первую яхту и на ней долго ходил. Жил неплохо. Бизнес в Венгрии приносил небольшой, но стабильный доход. Но через 5 лет доход закончился. Его партнер потерял выгодный контракт, не дав откат заказчику. Да и к тому времени в Венгрии уже появились подобные машины.
        - Когда начинал, я был первый. А теперь и машина старая, и конкурентов много. Надо думать что-то новое.

        Несмотря на то, что Адриан постоянно жил в Америке и уже имел право на гражданство, он отказался от него. Предпочел иметь европейский паспорт.

        Оказалось, что в прошлом Андриан часто бывал в Украине. Он возил компьютеры из Китая. (Глядя на Адриана и уже кое-что зная о нем, я и не сомневался, что возил он их контрабандой).
Затем служил в миротворческих войсках НАТО в Югославии. Там встретил наблюдателей из Украины:
       - Это были офицеры. Они служили еще в оккупационных войсках СССР в Венгрии при коммунизме. Нам было что вспомнить, – сказал Адриан с какой-то недоброй усмешкой.

        Андриан задавал вопросы о южных морях и стоянках в Чили. Он потерял интерес к другим, сидящим за столом, и расспрашивал о мысе Горн, о Патагонии. Говорил Андриан громко, на манер хиппи из 60-х:
        - Здорово, мэн… Это факинг правительство… Ты, чувак, крутой мэн…

        Взгляд у Адриана был странный, слегка отсутствующий. И смотрел он как будто сквозь тебя. Адриан, похоже, не только внешне из 60-х. Кажется, он чем-то балуется.
        - Да нет, это у меня глаз такой, – засмеялся Адриан в ответ на мой вопрос, не покуривает ли он травку.
        - Мне леской в глаз попало, когда я рыбу вытаскивал.

        В море он поймал полутораметрового дорадо. Леска лопнула, и Адриан лишился глаза. На счастье, через несколько часов они встретили судно, на котором ему оказали первую помощь. Глаз был спасен, но перестал реагировать на свет и потерял способность двигаться. Судно, оказавшее помощь Адриану, называлось CCNI Constitution.    И, к нашему удивлению и удовольствию, на нем оказался украинский экипаж. Капитана звали Константин Грабуз. Во всяком случае, так фамилия была записана латиницей в судовом журнале Аттилы. Там еще были координаты, но записаны они были как-то странно – одни цифры, без букв: 21*11" 121*28".
        - А в каком полушарии это было? – спросил я, глядя на запись в журнале.

       Мой вопрос поставил в тупик и Анек, и Адриана. Они оба долго смотрели на цифры, а потом Анек неуверенно сказала:
       - В южном… Наверное…

       Приятно было слышать благодарность в адрес соотечественников. Не часто мы встречали украинцев в морях. Но те редкие встречи, которые случались, всегда приносили нам радость и чувство гордости.
       - А теперь мне нужна операция, – продолжал Адриан.
       - Я в Чили планирую ее сделать. Правда, денег пока нет. Но я заработаю.
       - Перевозкой нелегалов?
       - Почему только нелегалов? У меня счет открыт. Любой может перевести деньги на счет «Первой венгерской парусной Антарктической экспедиции». А еще я футболки продаю. Мы купили с Анек футболки и напечатали на них карту нашего похода в Антарктиду и название яхты. Одна футболка обошлась в 3 доллара. Продали 300 штук по 20 долларов.
       - А где же продаете? На рынке, что ли, стоите?
       - Зачем на рынке? Когда в марину какую-нибудь приходим, берем футболки и идем по яхтам. Почти никогда не отказывались купить.

       А потом он вдруг перешел на шепот и, слегка прищурив в каком-то наслаждении глаз, спросил:
       - Андрей, а знаешь, почему мы пришли на Мангарева? Здесь самая лучшая в Тихом океане травка.

       Как-то незаметно мы с Адрианом переместились в угол стола и погрузились в разговоры, забыв о присутствии остальной компании. Наконец, пиво было выпито, и все разошлись по яхтам. А мы с Адрианом и Анек отправились к Фрицу. Оказалось, что Андриан и Анек давно знакомы с Дедом.
Даже помидоры, которые росли у Фрица возле дома, они привезли ему с о.Питкерн, где стояли когда-то несколько месяцев. А Адриан помогал зятю Фрица ремонтировать его старенький кроссовый мотоцикл.

       С первого дня знакомства с ребятами мы как-то сразу сдружились. Адриан мне нравился. Он был полон авантюризма, предприимчивости и энергии. Они с Анек оказались близки мне по духу. Хорошо знали ту литературу, которую читал я. Смотрели то же самое кино, что и я. Слушали похожую музыку. Музыки у них на яхте было много. Они собирали по всему миру музыку разных народов. В результате скопилась хорошая коллекция записей рока, блюза, фолка, джаза… из разных уголков планеты. Они и у меня взяли подборку, которую я когда-то готовил Фрицу.
       - Это современная украинская музыка? Крутая музыка, – сказал на следующий день Адриан.
       - Красивая музыка, – сказала Анек.

Анек работает руками. Многое из своего гардероба она сделала сама. И по яхте они вместе работают.
      - Я сюда пришел, чтобы поработать по яхте, – как-то сказал Адриан.
      - Мне нужно многое сделать. Я буду еще пять лет делать яхту. Потом у меня все будет сделано, и я буду только ходить по морям.

Я с сарказмом переспросил его:
      - Когда закончишь все работы? Через 5 лет?
      - Нет, наверное, все же лет через 11, – подумав, ответил он.

      И действительно, почти все время можно было увидеть Адриана и Анек за работой на яхте.
Правда, позже, Адриан признавался:
      - Я очень ленивый. Мало сделал. - Потом, махнув рукой, сказал,- а, все равно… Всей работы не переделаешь.

      Я часто бывал у них на яхте. Когда мы в первый раз с Юрой поднялись на борт Аттилы, Анек возилась на камбузе. На сковороде шкварчало мясо, а в кастрюльке варился какой-то соус. Несмотря на небольшие размеры яхты, всего 10 метров, внутри она была просторная и достаточно уютная. Большой, даже огромный для такой лодки камбуз по левому борту от трапа. Напротив камбуза вдоль правого борта - штурманский стол. Был даже КВ-трансивер – старый Icom. И, конечно же, им Адриан не пользовался. За штурманским столом в нос по правому борту - койка. Вернее, узкий диван. По левому борту – широкая койка капитана. Это место Адриана. Анек спала в ахтерпике. Вернее, в большой норе под кокпитом по правому борту, или как её называют яхтсмены – в гробике.

      А вот стола в яхте, кроме штурманского, не было. Мне показалось это неудобным. Даже, тарелку приходилось держать в руках.
      - Я убрал его, – сказал Адриан.
      - Он не нужен. Только место занимает. А на волне все равно тарелку в руках держать лучше. Когда я ремонтировал лодку, я все вытащил из нее. Полностью. Даже танки нержавеющие поменял. Мне не нужна нержавейка на борту. Она боится электролиза.

      У Адриана абсолютное неприятие нержавейки. На яхте только черный металл и бронза. Леерные стойки черные. А в такелаже всю нержавейку он поменял на бронзу.
      - Одно только плохо: сегодня трудно найти бронзовые детали. Приходится даже б/у-шные покупать, со старых яхт. Некоторым моим блокам, например, уже по 50 лет.

      Не знаю, как насчет надежности и удобства, но это было стильно и красиво.
      - И талрепа у меня бронзовые на вантах. Они прочные.

      По поводу прочности его такелажа у нас возникли сомнения. Трос на вантах был диаметром 8 мм, как и у нас. И бронзовый талреп тоже 8 мм. Адриан был убежден, что так правильно. А когда я выразил сомнения в прочности 8 мм-го бронзового талрепа, он тут же решил доказать нам и достал справочник. Но в справочнике значился диаметр 16 мм для нержавейки. Для бронзы должно быть еще больше.
      - Черт, вы правы, – расстроено сказал он.
      - У меня не правильно.

      Нас приятно удивило, что Адриан работает со справочниками. И то, что он не боится признавать ошибки.  Адриан любит свою яхту и гордится ею.
      - У меня хорошая яхта, крепкая! – С этими словами он с силой ударил кулаком по комингсу рубки.

      Похоже, это был главный его метод определения качества яхты. Когда Адриан впервые поднялся на Купаву, он тоже с силой постучал кулаком по палубе и сказал: «Хорошая. Крепкая».
      - И мачта у меня такая же. Крепкая. Я хочу, чтобы она была максимально прочной. Мне нужна безопасность. Правда, тяжелая получилась. Аж 500 кг! Но, это неважно. Главное - надежность!

      На мачте было три лебедки. В кокпит Адриан переносить их не хотел. Считал, что так удобнее, когда на яхте один в море. Работаешь с лебедкой и сразу контролируешь парус.
Вместо лееров на яхте натянуты веревки где-то по 14 мм в диаметре.
      - Я не хочу троса. Это неудобно и ненадежно. Трудно контролировать износ. А за веревки можно держаться и на них можно облокачиваться спиной. Это гораздо лучше, чем троса – когда Адриан говорил это, он с силой дергал за леера, демонстрируя их надежность.
Интересная яхта. Но очень уж неухоженная и запущенная. Даже, тараканы бегают.
Да, чистота – явно не конек ни Адриана, ни Анек.

       Собираясь идти в Патагонию и в Антарктиду, Адриан активно интересовался навигационными инструментами, которые можно использовать в тех краях. Я дал ему свою подборку электронных навигационных справочников, которую собирал на протяжении всего похода и которая уже с трудом умещалась на четырех DVD дисках, а так же те карты, которые сами когда-то делали вместе в Геной Стариковым еще в Ушуайа.

       А Адриан установил мне на флешку новый навигационный пакет под Линукс. Уникальность этого пакета заключается в том, что он уже сам содержит в себе операционную систему и может работать автономно на любом компьютере, даже если там полетела система или поврежден винчестер. Очень удобный инструмент. Даже в этом походе я несколько раз сталкивался с ситуацией, когда в самый ответственный момент компьютер вдруг зависал, и мы оставались без навигации. И тогда приходилось лихорадочно запускать другой компьютер или пытаться срочно решать проблему с давшей сбой техникой. Вот здесь флешка с таким пакетом может здорово выручить.

      Это новый пакет. Он появился несколько месяцев назад. Был разработан каким-то молодым швейцарцем, с которым Адриан познакомился в Панаме. Распространяется совершенно бесплатно и использует бесплатную навигационную программу OpenCPN, которая стала некоммерческим аналогом SeaMax. Вернее, она была создана в пику СиМакс, т.к. разработчики задрали на нее цену, а французское правительство рьяно оберегает авторские права и иногда проверяет программное обеспечение на пришедших в страну яхтах.
   
  Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20]
   

"Купава". Архипелаг  Гамбье
(Для остановки слайда наведите на картинку курсором мышки)