Черниговский АН-2 и сегодня летает в США!


Черниговский АН-2 и сегодня летает в США!

О том, что наш биплан АН-2 перелетел половину земного шара, знает только, наверное, круг летчиков Черниговщины, их друзья и родственники. А также участники, можно так сказать, «авантюрной сделки» из Англии, Чехии и США. В итоге, после преодоления половины земного шара на однодвигательном самолете с максимальной скоростью 190 км/ч, советский самолет был продан. 

А в Чернигове появился новый дом для летчиков, половину стоимости которого составили 25 тысяч долларов, вырученные от продажи самолета.

…В 1992 году этот перелет был достоин записи в Книге рекордов Гиннесса, но увы — на то время это стоило 200 долларов. Реалии не позволяли: развалившийся СССР, замороженные предприятия и отсутствие денег у граждан.

Вся история уникального полета, из-за которого в 1992 году впервые за историю Советского Союза был продан русский самолет, да еще и в Америку (!), началась со встречи на авиашоу в Чернигове пилота АН-2 Петра Невойта и англичанина Кена Баллингтона.

Англичанин изъявил желание… купить «народный» русский самолет. Идею восприняли с интересом: финансовые затруднения, распад Советского Союза, а вместе с ним и всех предприятий… Девяносто процентов АНов простаивало в ангарах без дела… И тут коммерческое предложение — прибыль! Предложение заинтересовало черниговского летчика.

Сделка

Разрешение получали долго и нудно, как обычно в госсфере, и всеми методами: в том числе через подношение колготок и духов секретаршам (всяких иностранных вещиц надарил Кен семье Невойт). Бумажные дела и хождение по чиновничьим кабинетам длились больше полугода… И вот разрешение на руках!

Внимание! Продается самолет!
 


Удивляться было чему. Продается первый советский самолет — раз; в Америку — два; черниговскими летчиками — три! Разрешение летчикам дали, но на вопрос о командировочных министр транспорта ответил: «У меня денег нет. Летите как хотите. Сами захотели».
Что ж, захотели — сделали. И на 4 марта 1992 года был запланирован перелет «кукурузника», одномоторного биплана, по советскому Заполярью в Америку, штат Теннесси, Мерфисборо.

Стартуем! 

Пункт отправления — Чернигов (областной центр уже независимой Украины), пункт прибытия — Мерфисборо, штат Теннесси, США.

Гудит родной аэродром, 
огнями светит ласково. 
Он всё равно, что отчий дом, для летчика гражданского…


Петр Невойт, командир летного звена и по совместительству коммерческий директор Черниговского объединенного авиаотряда в 1989—1991 гг., — инициатор и «идейный вдохновитель» перелета советского АН-2 из Чернигова в Америку
. До невозможности экстремальный, авантюрный и просто жизнелюбивый человек, Петр Невойт рассказывает:

— Денег на перелет не было. Сафонов, командир авиаотряда (спасибо ему!), выделил теплые вещи, выписал унты, новые меховые куртки. Продукты питания (а полет предстоял в 80 летных часов!) нашли таким образом — обратились к директору торгового центра «Дружба»: «Напишите на борту рекламу своей «Дружбы», дайте макарон, масла, ящика четыре водочки — и ваша реклама пять лет по Штатам будет летать!» 

Уговорили: завтра мне надо вылетать, а они еще на фюзеляже свои номера телефонов и факсов рисуют!
Летели двумя самолетами, одним не рискнули. Экипаж продаваемого самолета: я, Владимир Сафонов — второй пилот, Владимир Миронов — летчик-инструктор, Валерий Сакун — бортинженер. Второй АН-2: Петр Федорченко — пилот, Николай Овсянников — бортинженер, Саша Олех — второй пилот.
Сопровождение второго самолета для «страховки» перелета продаваемого АН-2 было запланировано до Бухты Провидения (аэропорт на Чукотке — самый дальний северо-восток, окраина Советского Союза).

Если с едой хоть как-то устроились, то с аварийными спасательными средствами — почти никак. Взяли двуручную пилу и по топору на каждую машину. Никаких плавсредств, аварийных огней, обогревателей нам не дали.

Но самое главное — через начальника Черниговского военного авиационного училища, уже покойного генерала Виктора Кузюбердина, раздобыли 20-литровую канистру чистого медицинского спирта. Самую твердую валюту по северным меркам!

Холодной дорогой в небе. Заполярье

Летчик над тайгою 
точный курс найдет,
Прямо на поляну 
посадит самолет.


— Летели без посадок по 1200 км, хотя АН-2 предназначен для полетов без остановок протяженностью в 990 км. Самый сложный полет — через Север... Ужасные погодные условия. Ветер, самолет легкий — бросало туда-сюда, и температура на борту — минус 40, минус 50... А отопительных приборов у нас не было. На Севере как происходят полеты: разрешения на взлет можешь ждать хоть месяц в каком-то поселке: нет погодных условий и все! Резервов бензина не было. Выпрашивали на всех остановках. 

Разрешения на посадку нет! А мы все равно садимся — бензина в баке нет, никуда не денешься. Спирт меняли на бензин в местных поселках. Не зря взяли, как я и предполагал.

Из Чокурдаха летели ночью: утром в тех местах бывает сильный ветер. И тут у нас мотор захлебнулся. Ну, думаю, попали! Первая попытка — не запускается! Вторая — не запускается! Температура воздуха — минус 50, двигатель же остывает мгновенно. Падаем! Высота уже 60 метров! Остается десять секунд до падения. Но кто-то из нас в рубашке родился — таки запустился мотор! — улыбается Петр Невойт.

— Летим. Ночь морозная, ясная, красивая. Но эта красота таит в себе смертельную опасность. Звезды отражаются в снегу — и непонятно, где небо, а где земля. При ночных полетах на Севере положение самолета показывают только приборы. Но таких приборов тогда еще не было, из-за этого на Севере разбилось много летчиков. В таких случаях кажется, что самолет кренится влево или вправо, что переворачивается, иногда впечатление, что вниз головой летишь.

В полете ели сливочное масло: механик разбивал его молотком, потому что на морозе оно стало как стекло, а подсолнечное масло настолько загустело, что его можно было мазать на хлеб. Основной пищей были консервы «Скумбрия» и мерзлый хлеб.

Прилетели в Черский. Бензина, как всегда, нет (так нам заявили официально). Но когда мы, посовещавшись, решили предложить лыжи АН-2 в обмен на бензин (а летные лыжи в тех местах на вес золота, уж больно они на Севере необходимы), нашелся и бензин. Болезненное было решение — отдать лыжи, ведь еще 1500 км только по нашей территории нужно было пролететь. Но зато нас заправили, по 1200 л в каждую машину. И это все тихо, подпольно, чтобы, не дай бог, кто-то не увидел.
…В Черском мне бивни мамонта предлагали. Приходит один охотник говорит: «В Америке загонишь!»

Оказалось, что он нашел целого мамонта, вытащил череп и бивень, а куски мамонтятины в капканы закладывал, чтоб песцов ловить.
Добрались до Бухты Провидения. Самый что ни на есть север, здесь уже заканчивался Советский Союз и начиналась граница с США.

Погоду в Бухте Провидения долго ждали. Наконец-то погоду дали, идем на таможенный досмотр, а тут новый «сюрприз», таможенник пристал: мол, у вас есть золото и кость мамонта! Раскручивайте самолет! Пока он нас три часа досматривал, поменялся ветер, погода испортилась, пошел снег. И хотя я боялся обледенения, надо было взлетать. Если не вылетим, то опять три недели придется ждать разрешения. Диспетчера говорят: «Вылет запрещаем! 

Погода уже минимум: снег, возможно обледенение». При том ветре нам надо было взлететь на гору, развернуться, опять попасть в дырку ущелья, выйти на надводную поверхность, а уж потом брать курс на Америку. Разворачиваться над дырой — противоречит всем полетным нормам, но другого выхода я не видел. Как командир экипажа принял решение: будем взлетать! Взлететь из дыры, развернуться и снова в нее попасть — примерно то же, что с размаху с первого раза нитку в иголку вдеть. Взлетаю в этом кармане ущелья, разворачиваюсь, попал на привод, выскакиваем в дырку! Просто не берусь описывать, настолько это было опасно: полсекунды — и можно навсегда на горе остаться!

Ах, Америка!

В Анкоридже, на Аляске, был такой забавный эпизод. Володя Сафонов любил пообщаться с местными жителями на английском — в котором был, так скажем, не очень силен. И вот подходим мы к аэродрому, а возле нашего самолета — толпа народа, местные жители, которые что-то активно обсуждают… Мы подошли, все затихли, а один, самый смелый, выходит из толпы и говорит: «А покажите, куда вы в самолет водку заливаете!»

Оказывается, на вопрос журналиста, как на таком самолете возможно пройти такое расстояние, Сафонов ответил: «Петр взял ящик водки, так и долетели».
В Америке не верили, что мы действительно пролетели такое расстояние над тундрой и пустынной северной местностью. Одни говорили, что самолет привез золото, другие — что такой перелет просто невозможен и самолет привезли на корабле, для публики.

Из Анкориджа в Мерфисборо

— Вместе со Стивом, новым владельцем нашего самолета, мы летели из Анкориджа в Мерфисборо. Стив встречал нас на Аляске.
Во время уже последнего перелета по воздушным потокам Америки самолет… заледенел. АН-2 мгновенно превратился в ледяную глыбу. Высота падает, самолет хрипит и стонет. Океан все ближе и ближе тянется к самолету! За штурвалом Володя Сафонов пытается управлять, Стив застегивает плавательный костюм военного летчика, настраивает в кармане устройство спутниковой координации. Я размышляю над смыслом жизни, а Валера Сакун молится. 
Но над самым ковром воды судьба послала смельчакам поток теплого воздуха — оттаяли!

***

В Мерфисборо прошла торжественная передача ключей летной машины Стиву. Семнадцатилетний советский «кукурузник» продан американскому пилоту за 25 тысяч долларов. Сегодня же рыночная стоимость нового АН-2 — 75 тысяч долларов. 

— На то время, когда осуществляли перелет, мы даже и не знали реальной стоимости АН-2. Ведь таких сделок еще никто не совершал, — говорит Петр Невойт. 
Ну что ж. Кто-то ведь должен быть первым! А мы должны об этом знать.

КСТАТИ

В советское время хорошо были развиты местные авиалинии и даже в самых мелких городах и поселках были свои «аэропортики», из которых бабушки и дедушки на АН-2 могли долететь в любое село к родственникам «на картошку», или же привезти детям «гостинец» в город, или просто слетать в соседний колхоз на сельскохозяйственные работы.

Так, и у Чернигова был свой аэропорт, в с. Шестовица. Построенный в 1980-х годах с капиталовложением в 12 миллионов долларов — фантастическая на то время сумма. Аэропорт строился с расчетом на пассажиропоток в 500 человек в час! Представьте: 250 пассажиров улетают из Чернигова, 250 прилетают… Основными летными машинами были все те же «народные» АН-2 и вертолеты МИ-2. 

Так что аэропорт Шестовица известен всем черниговчанам старшего поколения. А поколению молодому — полетами уже не самолетов, а машин, драг-рейсингами. 

СПРАВКА

АН-2 — легкий транспортный самолет, биплан с расчалочным крылом. Эксплуатируется с одним двигателем АШ-62ИР Швецова мощностью 1000 л. с. и винтом АВ-2. Крейсерская скорость 150—190 км/ч, дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) — 990 км. В основном этот сельскохозяйственный самолет использовался в СССР на местных воздушных линиях
Для справки: протяженность экватора Земли — 40 тыс. км. Черниговскими летчиками же было запланировано преодолеть 15 800 км, практически половину земного шара, на биплане.


ВНИМАНИЕ!

Написанная Петром Невойтом книга об этой удивительной истории вышла в свет. Под холодным названием — «Ледяной перелет».



Петр Невойт в небе над Америкой



АН-2 в снежном плену

Елена Весельская, фото из архива Петра Невойта, еженедельник «Взгляд», №40 (174)