История Украины - от Кия к Дону
02.10.2006 | 18:13
Урок от князя Кия
Александр ПОДЖИГАТЕЛЬ
"Обозреватель"
Сегодня большинство ученых признают реальность лица князя Кия. Это обусловлено прежде всего достаточно конкретными ведомостями, приведенными в летописи, которые подтверждаются археологически и письменно.
Как известно, Риф основали братья Ромул и Рэм, воспитанные волчицей.
Первые киевские князья Кий, Щек Хорив и сестра их Лыбедь - фигуры не менее ценные для украинцев.
Они дали нам неоценимый урок. какой Он заключается в том, что объединившись, можно стать хозяевами и самим создавать историю. Этот урок их потомки так до сих пор и не смогли усвоить, вопреки его очевидному для всех нас успех.
Князь Кий оказался большим оригиналом. Он не начал резать своих братьев. Он просто объединился с ними. Брать тоже не подвели, и создали с братом общий город, не споря за старшинство. В результате через полторы тысячи лет после князя Кия существует мегаполис, названный его именем. Хотя за это время десятки империй упали и згинули, не оставив по себе следа.
„повість времінних лет” - киевский летописный свод, составленный на основе летописей, которые велись в Киеве из конца Х столетие, сообщает об учреждении Киева: „поляни жилы отдельно и владели своими родами. И к тому они жили родами, каждый на своих местах. И были три брата: одному имя Кий, второму - Щек, а третьему Хорив. А сестра в них была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где теперь подъем Боричев. А Щек сидел на горе, которая носит название Щекавицею. А Хорив на третьей горе, от него она прозвалась Хоревицей. И выстроили они город у имени старшего брата своего и нарекли его Киев. Был вокруг города лис и бір большой, и ловился там всякий зверь, и были мужья мудрые и смышленые, а назывались они полянинами, от них полянины и по сей день в Киеве”.
Сегодня большинство ученых признают реальность лица князя Кия. Это обусловлено прежде всего достаточно конкретными ведомостями, приведенными в летописи, которые подтверждаются археологически и письменно.
Наука подтверждает существование крепостей во всех указанных местах в середине І тысячелетие нашей эры. Археологи легко идентифицируют валы начала VI столетие. Их остатки и до сих пор можно видеть на Старокиевской горе. Таким образом, если не считать римских и елінічтичних мост, Киев по правую можно считать одним из старейших городов Европы.
Киевский летописец отстаивал сугубо благородное происхождение князя Кия, в противоположность новгородскому: «Кое-кто, не знавая, говорит, что Кий был перевозчиком круг Киева, дескать, был перевоз с того берега Днепра. Тем то и говорили: на перевоз на Киев. Но если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы он к Царьгороду».
Летописец сообщает детали: «А Кий князював в своем роде, и ходил в царя греческого, и тот царь, как пересказывают, встречал его с большим почетом и почестями. Когда же он возвращал, Кий, то пришел на Дунай, возлюбив одно место, и поставил там небольшой городок, и хотел было сесть в нем своим родом, и не дали ему окружающие племена; так и по сей день называют придунайці то городище - Києвець. Кий же, возвратив в свой город Киев, здесь и умер. И брать его, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь здесь же умершая. После смерти братнин род их пруд князювати у полянинов».
Итак, во-первых, Кий, скорее всего, жил после 395 года, поскольку именно тогда состоялось окончательное распределение на Восточную и Западную Римские империи, т.е. появился собственное «греческий царь». Во-вторых, согласно данным летописей, остатки Києвця на Дунае оставались в ХІ-ХІІ столетиях. И сегодня на Дунае существует болгарское село Киово. В современных Болгарии, Сербии, Хорватии, Македонии насчитываются сотни соответствий географическим названиям Украины. Лишь в Сербии есть один Киев, два Київці, пять поселений с названиями Киевляне и т.п.. В Сербии известные сотни соответствий географическим названиям Украины: Житомир, Малин, Болярка, Бараші, Радичі и т.п.. В Хорватии есть Самбор, Рогатин, Верховина, Біличі и т.п.. Эти названия связанные с приходом на Балканы славянского населения из территории Украины почти полторы тысячи лет тому. Современные южные славяне прекрасно знают, что их предки пришли в свои страны из территории современной Украины.
В то время на территории Украины сформировался союз славянских и сарматских племен под названием „анти”. Именно из этого племенного союза вышли все южные славяне, кроме словенцев, и частично поляки. Название "ант" сарматским языком означает "житель пограничья". Очевидно, имеется в виду граница лесного осевшего и степного миров. Большинство именитых украинских историков, и в частности Михаил Грушевский, считали, что именно в пределах антського союза племен, который ввел в движение и тесное взаимодействие славянские племена на территории Украины и оказывал содействие смешиванию славян и сармат, в IV-VII столетиях нашей эры и возник украинский народ.
В-третьих, летописец утверждает, что князь Кий вошел в отношения с візантійцями. Для византийских императоров було обычной практикой нанимать „варварів”, в том числе антов, предоставляя их родам землю, закрепляя уже занятые славянами земли или просто підкупляючи антських князей деньгами.
Сохранились имена антських князей, которые имели отношения с виза
нтійцями: Доброгаст (руководитель византийского флота 555 г. н.э.), Всегорд - византийский полководец, Анангаст - начальник фракійських войск 469 г., князь Мезамир, Хилбуд (возглавлял византийские войска в Фракии в 530-их годах), Ідаризій, Келагаст, князе Ардагаст, Пейлагаст, Музок, Хвилибуд и т.п.. По всей видимости, некоторые из этих имен имеют славянские корни (Мезамир, Хвилибуд, Всегорд), некоторые скифо-сарматские: Ідаризій, Келагаст, Ардагаст, Пейлагаст, а отдельные - и славянские, и скифо-сарматские одновременно (Доброгаст). Интересно, что близкие родственники одной родини могли маты и скифо-сарматские, и славянские имена (князь Мезамир, его отец Ідаризій и брат Келагаст). Эти данные подтверждают теорию Михаила Грушевского об активной славяно-сарматской ассимиляции в пределах антського союза племен
Кое-кто из историков склонны отождествлять князя Кия с некоторыми с названных выше антських князів, чаще всего с Мезамиром, который в самом деле имел прием у византийского императора во время возможного княжения Кия. Тем не менее однозначных подтверждений этой гипотезы нет. Большинство историков считают, что князь Кий встречался с византийским императором Юстинианом І (первая половина VI столетие).
Существует и иностранное письменное подтверждение существования князя Кия. Письменно эту информацию изложил известный давньовірменський историк Зенон Глак в VII столетии об "братьях Куара, Мелтея, Хореан", которые также, как и Кий, Щек и Хорив сначала создали каждый свой город на отдельных горах, а потом объединили их в одно под проводом старшего брата. Согласно армянской записи, братья были скифами. Все это, за записанной в Армении информацией, происходило "в области Палуні”. Параллель более чем очевидная. Очевидно, это земля полянинов.
Итак, Киев основался от импульса объединения братьев. Уже за пять столетий, в ХІ столетии Киев стал наибольшим городом Европы с населением, за разными данными, в 50-150 тысяч лиц, значительно превышая Рифм, Лондон и Париж, которые имели заедва по 20 тысяч населения, и уступая в тогдашней Ойкумене лишь Константинополю. Попадаясь на Русь (так к ХVII столетия называлась Центральная, а к XX столетие Западная Украина), варяги испытывали удивление большому количеству крепостей и звали нашу „країною городов”.
Отечественный летописец вложил в факт учреждения Киева сакральное содержание. Он перевел легенду, соответственно которой задолго к Кию апостол Андрей, посещая место будущего Киева, сказал ученикам, которые были с ним: „бачите горы эти? На этих горах возсіяє благодать Божья. Будет огород большой и воздвигнет Бог много церквей”.
Иногда следует оглянуться вокруг, чтобы убедиться в правдивости этих слов.