|
|
Федор Конюхов, R0FK, уроженец Запорожской области на самом большом воздушном шаре в мире устремился ввысь, чтобы за 14 дней обогнуть планету, поставив мировой рекорд. В этот раз ему удалось облететь Землю на воздушном шаре. На все это ушло всего 11 дней, что является абсолютным рекордом.
Федор Конюхов сказал "Поехали!" и понесся над Землей
http://kp.ua/life/544852-fedor-konuikhov-skazal-poekhaly-y-ponessia-nad-zemlei
Поздний час, половина третьего, пять тысяч над Землей... С первыми лучами австралийского солнца 60-метровый серебряный воздушный шар "Мортон" оторвался от земли и для прославленного российского путешественника началась его самая длинная дорога в облака.
Пропаном путешественник будет поддерживать температуру внутри шара ночью.
Федор Конюхов махнул рукой и, наверняка, произнес легендарное "Поехали!", только собравшиеся на взлетном поле этого не услышали - гудение горелок и восторженные крики летели вместе в отважным воздухоплавателем в голубое небо. Все выше, и выше... Старт кругосветного перелета вокруг Земли на воздушном шаре наконец-то состоялся!
Кругосветное путешествие займет 14 дней - за это время Федор Конюхов планирует обогнуть Землю и поставить новый мировой рекорд. Его путь проляжет через три континента и три океана. И закончится снова в Австралии - в какой части не ведомо даже самому Федору Филпповичу. На то будет воля Божья и попутный ветер.
Его 65-летний российский путешественник ждал очень долго - полтора месяца Конюхов и его команда готовились к этому старту с летного поля австралийского городка Нортхем. Сюда доставили из Англии самый большой в мире воздушный шар, специально изготовленный для путешественника британской фирмой Cameron Balloons - единственной, способной построить такой летательный исполин. Сюда же привезли гондолу - прямоугольник из легкого карбона, размером 2 на 1,8 метров, которую оснастили самым современным навигационным оборудованием.
В ней Федору Конюхову нужно прожить и пролететь две недели: спать урывками, управлять газовыми горелками, следить за направлением ветра, высотой перелета и правильным курсом. И все это при минус сорока за бортом, отсутствии кислорода и опыта - ведь на такую высоту до него поднимались всего пять человек. И никто из них не преследовал дерзкую цель не просто обогнуть Землю, но и поставить мировой рекорд.
К своему грандиозному замыслу Федор Конюхов шел полтора года - столько заняла подготовка его кругосветного перелета. Пока в Англии строили шар и гондолу, путешественник осваивал управление воздушным шаром, сдавал экзамены на удостоверение пилота - сначала в России, потом в Австралии, до автоматизма отрабатывал все движения по управлению этим огромным летательным аппаратом, осваивал современные навигационные приборы, ждал нужную погоду... И вот настал этот день! Решение о старте было принято после совещания штаба перелета, в котором участвовали сам пилот Федор Конюхов, руководитель штаба Оскар Конюхов и Дон Камерон, руководитель компании Cameron Balloons, изготовившей самый большой в мире шар и гондолу пилота.
---------------
Федор Конюхов: "Я почти не спал все 11 суток полета"
Фото: ГК «Мортон»
После окончания своей невероятной экспедиции вокруг земли 64-летний первопроходец рассказал "КП", как он провел эти дни и ночи на грани выживания.
Два года подготовки круго-светного путешествия, год на постройку самого большого в мире воздушного шара "Мортон", месяцы ожидания нужной погоды для старта, 11 суток и 6 часов над землей. И вот невероятный перелет позади. 23 июля наш земляк, уроженец Запорожской области Федор Конюхов сумел успешно зайти на посадку и приземлиться на западе Австралии.
По мнению всех мировых специалистов, перелет Федора Конюхова был идеальным, если можно так назвать эти дни и ночи на огромной высоте на грани выживания. Это сейчас Федор Филиппович много шутит и совсем скупо рассказывает про опасности, с которыми пришлось столкнуться. Вроде бы и не висела его жизнь на тросах, привязанных к 56-метровому шару. Так, прогулка по воздуху вокруг земли. И только когда Конюхов спокойно так, между делом, вдруг говорит, что пришлось выбросить почти всю еду и воду, понимаешь - это был настоящий подвиг человеческого духа и высочайший профессионализм.
"Сразу после приземления съел борщ"
- Федор Филиппович, поздравляем! Мы следили за вашим перелетом, верили, что у вас все получится, но все равно потрясены! Как провели первые часы на земле?
- Обнял сыновей, жену, внуков - я так долго этого ждал. Поблагодарил всех, кто участвовал в экспедиции, - меня же с земли постоянно вели, все контролировали. Съел борщ - жена к моему приземлению приготовила - и спать пошел.
- Наверное, долго спали?
- Наконец-то отоспался! Пять часов проспал.
- Вы шутите? Только пять? Вы же в полете лишь по 20 - 30 минут спали.
- В полете я совсем не спал. Не мог позволить - приходилось все время контролировать движение шара, следить за приборами.
- 11 суток без сна? Разве это возможно?
- Только подготовленному человеку. Еще перед одиночными кругосветками на лодке я тренировался и освоил старую технику наших монахов: они брали двумя пальцами ключ и учились отдыхать за ту секунду, пока он падает на землю. В гондоле ключа у меня не было, поэтому я брал ложку. Как только глаза закрывались, она со звоном падала на дно, я просыпался и снова мог работать - за эту секунду успевал восстановиться. Так весь перелет.
- Невероятно. Неужели хватало энергии - вам ведь приходилось быстро думать и принимать решения, от которых зависела жизнь...
"Температура в кабине была минус 15"
- Я хорошо подготовился еще на земле, Оскар, мой сын (на фото - справа от Федора Филипповича. - Ред.) и все специалисты, которые вели перелет, очень помогали. Но это правда, нужны и подготовка, и опыт - ведь ты в воздухе один, никто не поможет, должен все проблемы устранить сам, это даже не технически, а морально тяжело.
- А когда было тяжелее всего?
- В первый день было тяжело, а с каждым днем еще тяжелее. В первый день было холодно, а с каждым днем еще холоднее... Самый опасный момент, я считаю, был над Атлантическим океаном, в грозовом циклоне, когда шар стало сносить к Антарктиде. Там же полярная ночь, темнота, минус 50, а то и больше за бортом. Если бы понесло над Антарктидой, то топлива могло бы до финиша не хватить, а еще снежные облака, буря, три горелки задуло, и они обледенели... Но с Божьей помощью справились.
- Печка же тогда вышла из строя - как вы не замерзли?
- Да, пришлось померзнуть. Кабина моя негерметична, поэтому внутри было где-то минус 15 - наледь на всех приборах, те, что с сенсорными экранами, сломались. Но я придумал, как построить новую систему отопления: тепло из горелок направил внутрь кабины, отогревал приборы. Ничего, выжил.
- А еда? Вы же теплой водой должны были сухие каши и бульоны разводить. Воду нагреть удалось?
- Еда моя в пакетах тут же в куски льда превратилась. Я ее выбросил как балласт перед посадкой. И замерзшие бутылки с водой тоже.
- А что же ели?
- Да мне много не надо. Воду по чуть-чуть отогревал - пол-литра в день хватало.
- Были моменты, когда жалели, что решились на такой сложный перелет?
- Я ко всем своим экспедициям готовлюсь долго, жду их годами, поэтому получаю только радость.
Федор уверяет, что весь полет спал по одной секунде: брал в руку ложку и, пока она летела на пол, успевал восстановить силы. Этой технике его научили монахи. Фото: ГК "Мортон"
БЫЛО ДЕЛО
Брат путешественника Виктор КОНЮХОВ:
"Федор в 15 лет попытался переплыть Азовское море"
Знаменитый путешественник с детства был неугомонным и стремился к новым открытиям.
Как говорит его старший брат - нынешнему искателю приключений и тогда на месте не сиделось.
- По утрам он уходил из дома, взяв нашу собаку - Тарзана, шел с ним гулять в посадку, а потом забредал неизвестно куда, а мама его потом искала по несколько часов, - вспоминает Виктор Конюхов. - А в 15 лет Федор решился и вовсе на отчаянный поступок - задумал на баркасе переплыть Азовское море. Никому из взрослых не сказал об этом, подготовился к путешествию и двинулся в путь. Но я знал об этом, поэтому через некоторое время не выдержал и "сдал" его отцу. Тот сразу завел мотор и поплыл следом. Так Федю аж возле Керчи поймал - он на веслах успел почти 100 км проплыть от родного Приазовского района.
Совершить кругосветку - это тоже была мечта Федора еще с детства.
- Когда он в мореходку поступал, то сказал, что непременно океан переплывет - и сделал это, - с теплом в голосе говорит Виктор Конюхов. - Я за него очень рад, хоть и страшно даже следить за его приключениями - такие они отчаянные. Уж я ему говорил, что пора бы остепениться, ведь 65 лет скоро ему будет, но куда там - только с шара слез, уже готовится в Марианскую впадину нырять. А нам остается только следить, переживать и гордиться им.
Друзья Федора Конюхова тоже отмечают его целеустремленность, которая не проходит с годами.
- Он всегда достигал всего сам, не перекладывал свои идеи на чьи-то плечи, - заверила подруга семьи Галина Карабут, школьная учительница из села Атманай Акимовского района Запорожской области. - К примеру, несколько лет назад он решил построить в селе часовенку Святого Николая. Федор Филиппович мог себе позволить нанять рабочих, а сам только курировать проект. Но нет - помощь от односельчан принимал, но основную часть выполнил сам. Он весь в этом - лично участвует в том, что придумал.
Кстати, залив фундамент, Конюхов на время уехал - он отправлялся тогда в Гренландию. Пожелать ему успеха пришли школьники.
- Тогда дети спросили, зачем ему это все надо - так собой рисковать? - продолжает Галина Карабут. - Я навсегда запомнила его ответ: "Я - чудак. А на чудаках весь мир держится!"
В БЕЗДНУ
Теперь - на батискафе в Марианскую впадину
Только спустившись с небес, Федор Конюхов уже приступил к работе над проектом "Погружение в Марианскую впадину в батискафе".
Такой уж он человек - не сидит без приключений. И прямо с высоты его тянет в темные глубины. На очереди у Федора Филипповича - погружение в Марианскую впадину, самую глубоководную точку Мирового океана - 11 км под водой. Но не в одиночку - второе кресло в суперсовременном батискафе, который взялись построить австралийские специалисты, займет его старинный друг и коллега по экспедициям Артур Чилингаров - ученый-океанолог
Идея исследователей - пробыть на глубине двое суток, чтобы успеть провести уникальные исследования, которые будут иметь не только научную ценность, но и практическую.
Федор Конюхов, R0FK,
совершающий кругосветный
полёт на воздушном шаре
Fedor Konyukhov, R0FK: Around the World on roziere balloon
http://flyfedor.ru
18 июля 2016
Projeckt «Fly wish Fedor Konyukhov»
Дорогие Друзья!
Российский путешественник Федор Конюхов, R0FK, совершающий кругосветный полёт на воздушном шаре, достиг западного побережья Южной Америки и в настоящее время летит над Чили.
«Первый этап перелёта через Южную Америку довольно сложен. Полёты над горами всегда опасны. Над океаном, в случае необходимости, можно спускаться, скажем, с 7 тыс. метров до 100 метров над уровнем моря, а в Андах у него запас высоты будет минимальным. Воздушный шар пройдёт неподалёку от горы Аконкагуа. Фёдору нужно подняться за отметку 8 тыс. метров», — рассказал руководитель центра управления полётом, сын российского путешественника Оскар Конюхов.
Фёдор Конюхов находится в пути уже седьмой день. Он стартовал из западноавстралийского городка Нортхэм 12 июля, пересёк Австралию и Тихий океан. После старта воздушный шар всё время летит с запада на восток — путешественник в скором времени должен пересечь воздушное пространство Чили и Аргентины, выйти в Атлантический океан, взять курс на Африку, затем преодолеть Индийский океан и финишировать в Австралии. Протяжённость перелёта — 33-35 тыс. км, предполагаемая продолжительность — около двух недель.
Перелёт будет проходить над тремя океанами и тремя континентами. Старт и финиш состоятся в Австралии.
Маршрут перелета с запада на восток: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили – Аргентина) – Фолклендские острова – Атлантический океан – Африка (ЮАР, мыс Доброй Надежды) – Индийский океан и финиш в Австралии. Фёдор Конюхов планирует улучшить показатели и попытаться облететь земной шар быстрее Стива Фоссетта, которому единственному удалось облететь на воздушном шаре в одиночку вокруг света и на это потребовалось 13 дней, 8 часов, 33 минуты. Общее время в воздухе – 14 дней, 19 часов, 50 минут (от момента отрыва и до момента касания земли). За время полета Стив Фоссетт преодолел 33 тысячи километров. Самый скоростной отрезок у Фоссетта был над Индийским океаном, где он пролетал в среднем по 300 км в час. За 16 лет с момента полета американского воздухоплавателя технологии, материалы и системы обеспечения претерпели серьезные изменения, Фёдор Конюхов делает ставку на современные технологии.
Шар «Morton» построен в Англии, компанией «Cameron Balloons» (Бристоль), — это аэростат типа Розьер, в котором подъёмная сила создается гелием и подогревом несущего газа. Днём шар будет подниматься и находиться на заданной высоте за счет солнечного тепла и расширения газа гелия, а в ночное время за счет работы газовых горелок, которые будут подогревать воздух, находящиеся под нижней камерой.
Во время одиночного кругосветного полета Фёдору Конюхову придется спать всего 4 часа в сутки, урывками по 30-45 минут. Также ему регулярно придется выходить за пределы кокпита, проверять и очищать ото льда горелки и переключать баллоны. Все эти работы он будет проводить на высоте 5-10 тысяч метров, на скорости 100-200 км в час и более, при температуре воздуха –40 градусов.
http://bscc.ucoz.ru/news/fedor_konyukhov_r0fk_around_the_world_on_roziere_balloon/2016-07-18-795
|
Федор Конюхов: короткие волны над бескрайней Арктикой
6 апреля 2013 года из географической точки Северного Полюса успешно стартовала арктическая экспедиция на собачьих упряжках Федора Конюхова и Виктора Симонова «Карелия – Северный полюс – Гренландия». Маршрут пролегает по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана и пересекает с севера на юг самый большой в мире ледовый остров – Гренландию. В ходе экспедиции, которая продлится по август и составит 4 тысячи километров, запланировано выполнить ряд научных исследований. В частности, в интересах генерального партнера экспедиции ОАО «РТИ» путешественники изучат качество КВ радиосвязи в полярных широтах, а также проведут натурные испытания средств аварийного спасения, которые выпускает Ярославский радиозавод, входящий в состав «РТИ».
Результаты научных исследований и натурных испытаний, проведенных Федором Конюховым и Виктором Симоновым в интересах ОАО «РТИ» и других компаний АФК «Система», продемонстрируют возможности отечественного дистанционного мониторинга обстановки и контроля Арктики путем спутниковой и радиолокационной визуализации экспедиции. Данные исследования будут использованы при создании национальной Системы освещения обстановки в Арктике.
На момент публикации этой статьи путешественники уже прошли более половины намеченного пути от СП до Гренландии, придерживаясь 55 меридиана и следуя курсом на юг от полюса – к северной оконечности Гренландии, фьорду Виктория. График движения следующий: в 7 часов утра (по MSK) подъем, завтрак, затем снимаются с ночевки и идут до 6-7 часов вечера. Фактически находятся в пути 12 часов с перерывами на короткий отдых. Ежедневно с 20:00 до 21:00 часа (по MSK) путешественники по спутниковому телефону «ИРИДИУМ» выходят на связь со штабами в Москве и Петрозаводске (Карелия). Свои текущие координаты они рассчитывают с помощью навигаторов, предоставленных экспедиции «НИС ГЛОНАСС». Как уже отмечал руководитель штаба арктической экспедиции в Москве Оскар Конюхов (сын Ф.Ф. Конюхова), погрешность в расчетах составляет не более 3 метров.
Однако еще во время пребывания на ледовой базе «Барнео» в приполюсном районе Федор Конюхов вышел в эфир и на «классическом» радиопередатчике, работающем в диапазоне коротких волн. И сделал он это неспроста: незадолго до старта Федор Филиппович побывал в школе № 227 города Москвы, на базе которой при организационной, технической и финансовой поддержке ОАО «РТИ» оборудована Детская коллективная радиостанция RU3AWH. По уровню оснащенности среди молодежных станций она не имеет себе равных в Москве и, пожалуй, в России: 3 независимых рабочих места для работы в эфире, 4 места для обучения, японские трансиверы фирмы ICOM и эффективные направленные антенны на все диапазоны.
Здесь обучаются радиоделу дети от 9 до 16 лет. С 2010 года ребята провели более десяти тысяч двухсторонних радиосвязей со всеми континентами земного шара, выполнили условия для получения свыше 100 радиолюбительских дипломов. Радиостанция воспитала 6 человек, получивших личные позывные. Дважды ее воспитанники становились чемпионами России в молодежных первенствах по радиосвязи на КВ: в 2010 году они заняли первое место в подгруппе до 15 лет, а в 2011 году – второе в подгруппе до 13 лет. Пять человек выполнили нормативы первого спортивного разряда, а трое воспитанников радиостанции – Павел Сундиков, Александр Федоров и Александр Петров – получили медали Союза радиолюбителей России и наградные дипломы за подписью министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталия Мутко.
Имея такой опыт, школьники на встрече с известным путешественником не могли не предложить Федору Конюхову организовать сеанс радиосвязи с полярной станцией «Барнео», и к восторгу ребят предложение было принято.
- Проведение радиосвязи с Северным полюсом – уникальная возможность еще раз продемонстрировать всем возможности КВ радиосвязи для выживания в экстремальных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, - подчеркивает начальник Детской коллективной радиостанции RU3AWH Евгений Петров. – Для ребят это реальный пример того, что детское увлечение коротковолновой радиосвязью имеет под собой профессиональную основу, и каждый из них, кто сумеет овладеть техническими знаниями и навыками работы в эфире, – будет способен установить связь тогда, когда любые другие виды связи недоступны.
Утром 6 апреля Федор Конюхов вышел в эфир на радиочастоте 14.170 МГц под позывными RU3AWH/0 и R0FK (личный позывной Ф.Ф. Конюхова). Практически сразу путешественник установил контакт с карельским радиолюбителем и рассказал о задачах, которые в ближайшие четыре месяца предстоит решить ему и его напарнику Виктору Симонову. А потом эфир заполнили позывные радиолюбителей со всех уголков Земли: Италия, Чехия, Словакия, Украина, Россия – от Калининграда до острова Врангеля, и многие другие. Все хотели поговорить с Конюховым. Ведь для каждого это была двойная удача: сам Федор Конюхов, да еще из Арктики! Многим и надолго запомнится его голос в радиоэфире:
- Через два часа мы улетаем на Северный полюс. Передайте всем радиолюбителям: Федор Конюхов – на Северном полюсе!..
Кстати, по возвращении Оскара Конюхова с «Барнео» в Москву с ним связался один американский журналист, узнавший о выходе Федора Филипповича в радиоэфир в Арктике. Американец заинтересовался экспедицией Федора Конюхова и Виктора Симонова и планирует рассказать о ней на одном из радиолюбительских сайтов в США.
- Сеансы радиосвязи с полярной станции «Барнео» – это наш специальный проект с партнером экспедиции ОАО «РТИ», - рассказывает руководитель штаба арктической экспедиции в Москве Оскар Конюхов. - В компании предложили провести сеанс связи со школой № 227 в Москве и для этого предоставили аппаратуру, которую доставили и смонтировали на «Барнео». Многие были приятно удивлены, услышав позывные Федора Конюхова в эфире на диапазоне 14 МГц. Его выход на коротких волнах произвел большое впечатление на радиолюбителей. Приветствие экспедиции от себя и Международного клуба радиолюбителей-путешественников «Русский Робинзон» (RRC) прислал президент клуба Юрий Заруба, радиолюбительский позывной UA9OBA, из Новосибирска. Кстати, Федор Конюхов – почетный член (RRC#030) этого международного клуба, отмечающего в этом году 20-летие создания Russian Robinson Club. После экспедиции Юрий пригласил ее участников в качестве почетных гостей на Международную конференцию радиолюбителей-путешественников, которая пройдет в Санкт-Петербурге 6-8 сентября.
Вообще, по мнению Оскара Конюхова, организаторам ледовой базы нужно оборудовать «Барнео» рабочим КВ передатчиком, чтобы ежедневно выходить на связь с внешним миром. Можно было бы, например, установить радиомост между базой и проходящей сейчас Морской ледовой автомобильной экспедицией (МЛАЭ-2013, движется по маршруту архипелаг Северная Земля – Северный полюс – Канада), в которой есть мобильный КВ-трансивер (позывной RK0BWW/p) и автомобильная антенна, с радиолюбителями Норильска и Диксона, другими городами, регионами и континентами Земли. Словом, со всеми, кто интересуется и следит за деятельностью полярных экспедиций и самой ледовой станции «Барнео». Как свидетельствует опыт, короткие волны – это по-прежнему универсальное средство коммуникации между многочисленной армией радиолюбителей мира, способное эффективно обеспечивать полярные научно-исследовательские экспедиции и, собственно, безопасность человеческой жизнедеятельности при освоении Арктики.
Задумка школьников относительно арктической КВ радиосвязи во многом стала осуществима благодаря начальнику Детской коллективной радиостанции RU3AWH Евгению Петрову (личный позывной RL3BZ), подготовившему комплект аппаратуры для работы с Северного полюса.
Рассказывает Евгений Юрьевич:
- Говоря о технике, залог успеха – в удачно выбранной антенне, которую предложил руководитель компании R-QUAD Олег Жуков (R3FA). Он и его команда в кратчайший срок подготовили и привезли нам телескопическую антенну высотой 1/4 длины волны с радиальными противовесами и соединительным кабелем. И, конечно, в энтузиазме моих коллег и наших воспитанников, принимавших участие в эксперименте. На коллективной радиостанции мы рассчитали время проведения радиосвязи и рабочую частоту, эти расчеты нам подтвердили специалисты НПК «НИИДАР», проверив их на собственных программах. Дети сами «собрали в дорогу чемодан» – специальный водонепроницаемый кейс, на котором нанесли через трафарет позывной коллективной радиостанции.
Для проведения натурных измерений условий распространения радиоволн КВ диапазона на полярных трассах и для измерений характеристик космических излучений на маршруте перехода для оценки состояния высокоширотной ионосферы Научно-производственная компания (НПК) «НИИДАР», входящая в «РТИ», передала в распоряжение экспедиции несколько радиоприборов.
ОАО «РТИ» также оснастило арктическую экспедицию морским аварийным радиобуем и авиационной аварийной радиостанцией-радиомаяком производства Ярославского радиозавода. С их помощью Федор Конюхов и Виктор Симонов могут в случае чрезвычайного происшествия подать сигнал бедствия и вызвать помощь.
Подобные морские аварийные радиобуи устанавливают на судах любых районов плавания. Предназначенные для использования при угрозе безопасности судна и экипажа, они обеспечивают определение места бедствия для авиационных и морских спасательных служб с помощью международной космической системы поиска и спасания «COSPAS-SARSAT» и системы «ГЛОНАСС/GPS». Радиобуи соответствуют требованиям международной спецификации C/S T.001 комитета «COSPAS-SARSAT», резолюциям IMO, требованиям Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства.
Поисково-спасательные авиационные радиостанции-радиомаяки предназначены для определения местоположения и обеспечения организации поиска экипажей потерпевших аварию самолетов и вертолетов. Они также работают с использованием международной космической системы поиска и спасания «COSPAS-SARSAT».
- Диапазон коротких волн (КВ-диапазон) очень интересен для работы в условиях полярных широт, - подчеркивает заместитель генерального конструктора ОАО «РТИ» Дмитрий Ступин. - Помимо связи, нам очень интересны радиолокационные приложения этого диапазона, позволяющие создавать информационные средства, способные реально «заглянуть за горизонт». Поэтому результаты сеансов связи с Федором Конюховым будут нами внимательно изучены после окончания экспедиции и, уверен, будут иметь научно-практическое значение. Но главное не в этом. Главное – в ребятах, которых удается привлекать к работе в области КВ связи. Создавая школьную радиостанцию, мы не предполагали, что ее позывные однажды зазвучат на Северном полюсе и, возможно, станут теми сигналами, которые позовут молодых энтузиастов в мир связи, радиофизики, радиотехники – в прекрасный и неизведанный мир радиотехнических информационных систем.
Сергей ВАСИЛЬЕВ,
Управление коммуникаций ОАО "РТИ", [email protected]
Примечание от Ю.Заруба UA9OBA: за ходом экспедиции можно следить на сайте www.northpole-grenlandia.ru и официальном сайте Федора Конюхова www.konyukhov.ru , а также на сайте генерального партнера Федора Конюхова в арктической экспедиции ОАО "РТИ" – http://www.rtisystems.ru/products/arctic/
'Юрий UA9OBA
Информация с сервера QRZ.RU
|
|
Путешественник Федор Конюхов:
"Эверест завален трупами"
В его старой книжке всякий год отмечен событием: "1953. Первый раз услышал запах сена. 1971. Первый раз меня хотели убить. 1977. Первый раз один ночевал в тайге. 1982. Первый раз рисовал обнаженную натуру…"
О Конюхове толкуют разное. Мы шли к нему, вооружившись цитатами. Среди них - реплика знаменитого яхтсмена Виктора Языкова: "Федор - личность уникальная, небеса ему прощали отсутствие профессионализма. Это можно объяснить только одним: он блаженный. Не надо его копировать".
Вспоминать ее не стали - попав под обаяние Федора Филипповича. И вы бы попали. И вы бы забыли все скверное. У Конюхова прозрачные глаза. Говорят, люди с такими никогда не врут.
Его мастерская неподалеку от Павелецкого вокзала примыкает к часовенке. Бронзовые флотоводцы у входа. Андреевский флаг прямо на дереве. Таблички с именами погибших путешественников.
Сам Конюхов, который в декабре 2010-го был рукоположен в священники, встретил нас в рясе с могучим крестом. В комнатке живописный хаос - рюкзаки, иконы, недописанные картины. Чертежи яхт.
Говорил он, как никто, - будто в масло окуная каждое слово. "Лежить", "идуть", "знають". "Квартирка", "колбаска", "опасненько". Режиссер Кэмерон, опередивший с погружением на дно Марианской впадины, - для него "Камерун". Мальдивы - "Мальвины". И ничего с этим не поделать. Всё у Конюхова как-то по-особенному.
В минувший понедельник 60-летний Федор Конюхов улетел покорять Эверест, на который впервые взошел двадцать лет назад.
***
- Так как вас называть - отец Федор? Федор Филиппович?
- Федор Филиппович. Если фотографировать будете - рясу сниму. Не надо расписывать, что я священник. Мы занимаемся путешествиями. Спортом. Правильно?
- Ну да.
- Если б вы были из православной газеты - пришлось бы у Владыки брать разрешение на интервью. А что касается экспедиций - тут я никого не спрашиваю.
- Вы отправляетесь на Эверест. И, кажется, года два в России не появитесь?
- Может, два. Может, больше. Вся моя жизнь - сегодня приехал, завтра уехал. Я уж позабыл, как выглядит Красная площадь! На днях вспоминал - какая же она? Лет десять там не был.
- А в Мавзолее?
- Еще пионером, в 60-е.
- Недавно вы медкомиссию проходили. Никаких неожиданностей?
- Пока нет. Дай Бог. А то могли бы на Эверест не пустить. Он больных не прощает. Китайцы требуют справку у всех, кто старше шестидесяти.
- Вы как-то обмолвились, что каждый день пробегаете 54 километра.
- Времени нет столько бегать. Ежедневная у меня лишь молитва. Но когда бегу - укладываюсь в 7 часов 10 минут. Это не сильно быстро. Так, рысцой.
- Много людей вашего возраста покорили Эверест?
- Человека три. Я там впервые побывал в 1992 году. Поднимался со стороны Непала, Гималаев. А теперь пойду со стороны Тибета. Меня часто спрашивают: "Зачем тебе это? Какие цели, задачи?"
- Что отвечаете?
- Да просто люблю я Эверест! Соскучился по нему. Двадцать лет назад я был спортсменом, а сейчас все иначе. Нравится - иду. Не нравится - я бы не пошел. Такой возраст, что подчиняюсь одному Господу Богу. Телевизор у меня не выключается - смотрю день и ночь документальные фильмы про Эверест.
- Настраиваетесь?
- Да. Вот этот фильм про команду новозеландского гида Рассела Брайса. Он мой ровесник, 11 восхождений на Эверест.
- Дальше какие планы?
- В сентябре на верблюдах пересеку пустыню Гоби с востока на запад. Две с половиной тысячи километров за восемьдесят пять дней. Будет у нас с товарищем из Южной Кореи шесть верблюдов. На двух - мы, еще четыре с поклажей. В апреле 2013-го отправлюсь на собаках к Северному полюсу.
- Масштабно.
- После этого, надеюсь, за три месяца пройдем всю Гренландию с севера на юг. Так делал великий японский путешественник Наоми Уэмура. А осенью на весельной лодке поплыву через Тихий океан.
- Десять лет назад на весельной лодке вы пересекли Атлантический океан. В чем разница?
- Прежде лодка была семь метров, сейчас - десять. Атлантический маршрут три тысячи миль, Тихий океан - восемь тысяч. Тогда управился за сорок шесть дней, в Тихом буду плыть сто шестьдесят. Если не отыщется генеральный спонсор, лодка пойдет на частные средства моих друзей из Челябинской области.
- Что за друзья?
- Путешественники-любители. Романтики. А экспедицию на Эверест финансирует Современный гуманитарный университет, там замечательный ректор. 76 лет, геолог по образованию. Сам подняться уже не может - так решил меня поддержать. Деньги даются под научную программу - им интересно, как будет себя чувствовать мое сердце. Обвесят датчиками, и вся информация автоматически начнет поступать в университетскую лабораторию.
- В чем коварство Эвереста?
- Все горы коварные. Эверест нужно уважать. Как в Святом Писании: "Если ты находишься здесь телом, но не находишься духом - сие бесполезно". Когда забивал крючья в эту гору - до меня дошло: надо созреть духовно, чтоб молотком по нему стучать. Чтоб у тебя было право вбивать крюк в Эверест.
- Эверест - он живой?
- Конечно. Весь мир живой. Раньше мне, молодому, было сложно путешествовать. Слишком много тщеславия. С трудом переносил одиночество. Попробуйте провести сто дней без общения. Или двести, как в первых моих кругосветках. Не было ничего тяжелее одиночества! А сегодня я понял: нету на земном шаре одиночества. На Земле все живое. Тот же океан - в нем киты. Горы живые. Пустыня. В пустыне с тобой Господь Бог. И святые, которым молишься.
- Мы-то думали, вы после ста дней одиночества с веслом начинаете разговаривать.
- Никогда такого со мной не было. Я с детства верующий, чувствую Божье присутствие. Что ж мне с веслом говорить? Это вопрос настроя. Если б меня забросили в океан неизвестно на сколько - крыша и впрямь могла поехать.
- Как настраиваться?
- Я всегда настраивался на большее. Вот сооружали мне первую весельную лодку - я готовился к ста дням в океане. Хоть было предчувствие, что управлюсь дней за семьдесят. А пробыл сорок шесть. С яхтой точно так же. Я же знаю - земной шар крутится, в нем двадцать семь тысяч миль. За двести дней закрою круг и вернусь к людям. Всё!
- Вы писали в дневниках, что временами подкрадывалось безумие.
- Бывало. Но борешься, уходишь от безумия… Дневники - вещь откровенная, потому и написал.
- А водочку вы пьете?
- Не-е, она горькая. Мне бы что-нибудь сладенькое - шампанское, вино. В экспедиции обычно беру коньяк, разведенный со спиртом, и добавляю мед - чтоб послаще было. А сейчас обязательно в дьюти-фри куплю по бутылке коньяка и виски. В Катманду опасненько - грязь кругом, антисанитария. Перед завтраком непременно стопочку употребить надо. Я и в Эфиопии так делал.
- Если высоко в горах накатить - наверное, со стопки унесет?
- Там уже никто не пьет. Даже воду еле-еле в себя вливаешь. А она противная-препротивная, тебя выворачивает. Про еду на такой высоте и говорить нечего. Кислорода не хватает - и организм отказывается принимать пищу. Она не усваивается - камнем лежит. Поэтому, когда идешь на последний штурм, возьмешь с собой конфетку про запас, и всё. Я вообще-то человек закаленный, неприхотливый. Когда в 1989-м шли к Северному полюсу и закончились продукты, снег кушал! Убеждал себя, что есть в нем какие-то питательные вещества. Опять же все от настроя зависит. По молодости я и морскую воду пил.
- Фу, какая гадость.
- Так полезная! Витамины! От одной и той же пищи, как и от дистиллированной воды, устаешь. Хочется разнообразия. В долгом путешествии глоток-другой морской воды не повредит. Можно и в суп добавить.
***
- Говорят, на Эвересте много трупов.
- Он ими завален. Тела не разлагаются - превращаются в мумии, усыхают от солнца. Лежат почерневшие. На Эвересте тепла нет, летом минус 20, зимой - минус 40. Никаких мух.
- Что ж тела не снимают?
- Это так сложно - вы не представляете! Необходима специальная экспедиция, колоссальные деньги. Человек сам едва поднимается - а еще кого-то тащить на себе?
- Вы опытный. Сразу понимаете, из-за чего этот альпинист погиб?
- На Эвересте гибнут из-за сердца. Дыхалка, отек легких.
- Срывается мало кто?
- Да, срывы - редкость. Такой маршрут, что идут профессионалы. В какой-то момент начинается то, что альпинисты называют "зоной смерти". На высоте восемь - восемь с половиной тысяч метров не знаешь, как поведет себя организм. Пойдешь раньше времени, не акклиматизировавшись, - плохо. Пересидишь - тоже плохо.
- Как правильно?
- Больше двух суток на высоте находиться не стоит. Единицы выдерживают около четырех. Я, кстати, встречался с нашей альпинисткой, вернувшейся с Эвереста. Фамилию называть не буду. Спросил: "Почему бы тебе не стать первой женщиной в России, поднявшейся на 14 восьмитысячников?" Она усмехнулась: "Федор, я раз поднялась - и некоторых друзей в записной книжке уже смутно помню. А через 14 восхождений перестану узнавать мужа и детей…"
- Шутила?
- Нет. При недостатке кислорода клетки головного мозга отмирают. А на восьми тысячах метров и выше с кислородом беда. Голова немножечко "плывет", и проблемы с памятью после Эвереста - обычная история.
- Вы тоже на себе почувствовали?
- Разумеется. Постепенно все восстанавливается - но не до конца. Имена помнишь, а вот стишки какие-то забываются напрочь. Вообще на Эвересте очень тяжелый воздух. Невкусный. Идешь на яхте в океане или на лыжах к полюсу - хоть Северному, хоть Южному - и дышишь полной грудью! Воздух свежий, чистый! А в горах пахнет смертью. Не буквально, конечно - при подобной температуре трупный запах исключен. Просто обстановка такая, мертвых вокруг много…
- На ваших глазах люди гибли?
- Не раз. Часовенку рядом с мастерской я построил в память о моих погибших друзьях - моряках, альпинистах, путешественниках. Там перечислены тридцать две фамилии. Я всегда молюсь за них, за тех, кто отправляется в новые экспедиции. Все в руках Бога. К примеру, стоим вдвоем, между нами меньше метра. Вдруг с обрыва летит камень, который оба не видим. Он попадает в товарища - и тот умирает. А у меня ни царапины. Думаешь: "Почему он, а не ты? Чем я лучше? Ничем! Наоборот, он красивее, моложе, сильнее, детишек у него больше…" Как погиб Валера Кондратко? На Чукотке после экспедиции зашел последним в самолет, закрыл дверь и сел на ближайшее кресло. "Кукурузник" перегрузили так, что он рухнул сразу после взлета. Хвостом ударился о лед. Ни летчики, ни остальные пассажиры не пострадали. А Валере ручка от двери вошла в висок.
- Судьба.
- Человек был удивительный! О космосе мечтал. Готовился в отряде космонавтов… Или Саша Рыбаков. Та экспедиция к Северному полюсу складывалась мучительно. Авиация не поддерживала, все тащили на себе. Наступил день, когда еда кончились. Тогда впервые по-настоящему ощутил, что такое голод. Вот и кушал снег. А организм Саши не выдержал. Он умер у меня на руках. Я обнял его, замерзающего, пытался как-то согреть. Но был уставший, сморило. Просыпаюсь - Саша мертвый.
- Экспедицию прервали?
- Нет. Пошли дальше. И дошли! А тело забрал самолет… Или взять наше восхождение на Эверест с Женей Виноградским в 1992-м. Поднялись на восемь тысяч метров - погода испортилась. Спустились обратно. Через неделю новый подъем. А за это время там все наши палатки ветром унесло. Ставить новые не было сил. Экспедиция оказалась на грани срыва. Но тут разглядели единственную палатку, которая чудом уцелела. Когда забрались в нее, поняли причину "чуда".
- И что за причина?
- Палатка принадлежала испанскому альпинисту. Он умер - и так прижал телом, что ветер сорвать ее не мог. В этой палатке провели восемь часов. Облокотились на труп - и вспоминали всю свою жизнь, гадали, удастся ли вернуться домой. Периодически толкали друг друга в бок: "Не спи!" Спать нельзя - велик риск не проснуться. При подъеме на Эверест считается, что погибает каждый третий. Говорю Жене: "Может, этот испанец и есть третий - который уже погиб за нас?" Наверное, так и было. Все прошло удачно. И 11 мая 1992 года в 13.15 мы стояли на вершине.
- Был на Эвересте хоть один священник?
- Не знаю. Владыка Иосиф, мой начальник, спросил: "Там будут твои чада?" Да, отвечаю. "Значит, и ты должен идти. У подножия Эвереста их благословлять. А раз они идут на вершину - и ты отправляйся наверх". В моем роду много священников. Я сам учился в духовной семинарии и мечтал священником стать. Думал, годам к 50 это произойдет, но оттягивал, оттягивал - и стал в 58.
- В декабре вам исполнилось 60. Верите?
- Не верю! Кажется, что мне лет под триста!
- ???
- Смотрю, что успел за эти годы, - ну разве к шестидесяти столько можно? Не вмещается! И как-то запало мне в голову число триста. Вот оно подходящее.
- Пенсию оформили?
- Да, как положено. В метро бесплатно прохожу. Пенсия моя - 6355 рублей.
- Что-то маловато.
- Мне дополнительные "московские" не платят. Я же в двух институтах на полставки работаю, профессор. В транспортной академии преподаю безопасность судового мореплавания. Если уволюсь - буду тысяч девять получать.
- По Москве на метро передвигаетесь?
- Да, так удобнее. Хотя машина есть.
- Какая?
- Патриотичная. УАЗ-"Патриот". Дают знакомые из дилерской компании. Через два года возвращаю. Но сам за рулем редко. Меня и в Москве-то почти не бывает.
***
- Когда-то вы планировали на 2012 год погружение на дно Марианской впадины. Но кое-кто вас опередил.
- Я за Камеруна порадовался…
- За Джеймса Кэмерона, режиссера?
- Ну да, Камеруна. Нестандартный такой человек. На батискаф ушло семь лет и семь миллионов долларов. Адекватная сумма. Это в России предела нет - если б затеяли проект, начали бы со ста миллионов... Я сидел и думал: наш бы Бондарчук не погрузился. А Камерун и за собственные деньги построил бы.
- После "Аватара"-то Кэмерон что угодно построит.
- И у нас могли бы построить. Что такое - семь миллионов? А батискаф его, по-моему, из угле-пластика. Легкий, маленький. На торпеду похож.
- Вы "Аватар" смотрели?
- Да. Мне как художнику нравится. Я все фильмы смотрю глазами художника. Сюжет не имеет значения - мне интересно, как поставлено. Какая картинка. Как смонтировано. Какие краски. Вот гляжу на Пикассо - меня не все трогает. Или Николай Рерих.
- Что Рерих?
- Очень люблю его как художника, писателя, путешественника. Но философия Николая Константиновича меня не трогает.
- Так ваша затея с Марианской впадиной жива? Или после Кэмерона и не хочется?
- А для меня не важно сделать что-то первым. В Марианской впадине побывало пока три человека. Вот было бы здорово, если б Камерун на Луну полетел! Уверен, осилил бы. Причем полетел бы именно частным образом - как сделал это с Марианской впадиной. Я вам вот что хочу сказать. В 70-80-х годах одиночек всерьез не воспринимали. Твердили, такой человек не вписывается в наш образ жизни. Или его в психушку стоит забрать. Все изменил Уэмура.
- Как?
- В 1978-м открыл эру одиночек. Доказал: одиночка способен делать то, что не сделаешь командой. Один поднялся на Эверест, один шел к Северному полюсу. Весь мир ему поражался. Но долго никто не решался повторить. Только в 1986-м француз Жан-Луи Этьенн один добрался до Северного полюса. А в 1990-м пошел уже я.
- Легенд про вас много. Кто-то считает, - вы небогатый человек. Кто-то думает, что Федор Конюхов - миллионер.
- Я очень богатый! Я позволяю себе то, что мало какой миллионер позволит. Это огромное богатство. Сижу и думаю - через несколько дней увижу Эверест! Потом пойду на собаках по пути Уэмуры, моего милого учителя и идеала! Дальше поплыву через весь Тихий океан! Сидел у меня как-то один губернатор, миллиардер. Камерун по сравнению с ним - ничто. Что-то говорил: "Мы тоже будем спускаться…" А я вижу - никуда, дорогой мой, спускаться ты не будешь. Деньги тебя захлестнули, семь миллионов на мечту не отдашь.
- Жалко вам таких людей?
- Да. Думаю: так всю жизнь и проболтается. Вот был у меня Зеленин, бывший тверской губернатор. Олигарх. В то время мог построить яхту, о которой я мечтаю, - чтоб обойти вокруг света за восемьдесят дней, поставить мировой рекорд. Сделать Россию океанской державой. Речь шла всего-навсего о 10 миллионах евро.
- При чем здесь Зеленин?
- Он тогда был президентом федерации парусного спорта. Не сделали. Сейчас он и не президент федерации, и не губернатор. А Камерун сделал! Как не уважать такого человека?! Вот вы, ребята, наведываетесь к олигархам наверняка чаще меня. Наведываетесь?
- Случается.
- В домах на Рублевке нет счастья. И не может быть. Богатство - это скука. Я за этих людей молюсь. Как в Священном Писании сказано: "Молитесь за обижающих, проклинающих и ненавидящих вас". Меня не обижают и не проклинают. Так что за них тем более надо молиться.
- Вы ведь брали в напарники богатых людей - на коммерческой основе.
- Есть такое. Но это друзья. Вот стоит у меня яхта в Австралии, она прошла Антарктиду. Понятно, нужно перегонять в Европу и ремонтировать.
- Дорого?
- 130 тысяч долларов. Так я собрал друзей из среднего бизнеса, восемь человек скинулись по 15 тысяч. Поплыли, вместе прошли мыс Горн. И один сказал мне: "Я так счастлив - все это увидел! А до этого был на Мальвинах…"
- Мальдивах.
- Да. Был на Мальвинах с женой. Я засмеялся. Он кивнул: "Правильно, Федор, смеешься. Две недели мы отдыхали, те же деньги потратили, и все время в ссорах…"
- Смешно.
- А иначе на Мальвинах нельзя. Чтоб с женой две недели - и не ссориться. Человек от безделья начинает маяться. А мои экспедиции недорогие. Выйдем на улицу - стоят такие джипы! Они побольше, чем весельная лодка стоят! А что такое - джип? Ударили его разок, разбили - и всё. Нету джипа.
- Золотые слова. Вы однажды сказали, что из каждой экспедиции возвращаетесь с долгами.
- Экспедиция не может быть без долгов. Например, академия платит китайцам за мое восхождение. Но туда приеду, и начнется - фонарики, батарейки, продукты… Никакой зарплаты от спонсора мне не надо. Это грех - за Эверест получать премии или медали. Сам Эверест или мыс Горн - уже награда. Так и накапливаются долги.
- Загранпаспорт меняете ежегодно?
- Вот это смешная история. У меня недавно сорвалась любопытная экспедиция в Индию. Собирались проехать через дом Рериха, лже-могилу Иисуса Христа в Кашмире. Возвращается паспорт из индийского посольства - всем открыли визу, кроме меня. Нет, говорят, места, куда ставить. Паспорт еще годен, а страницы все использованы. Парни улетели, я остался.
***
- Со спонсорами вы работаете виртуозно. Отказы редки.
- А я вас научу. В 70-х зашел в рыбный порт Находки. Что-то просил на экспедицию. Передо мной другой проситель. Директор его спрашивает: "Ты на чем приехал? Какая машина?" - "Японская" - "А у меня советская. И еще должен тебе помогать. Вон Федор денег хочет - так пешком явился…"
- Разумно.
- Я это запомнил. Если просишь деньги на экспедицию - не стоит выделяться. Да и посмотрите - вокруг меня разве роскошь? Я живу не ради своего блага - ради экспедиций. Ради мечты. Ради идей. Без этого не смогу. Для чего тогда жить? Чтоб иметь машинку, квартирку, колбаску, пивцо? Одну и ту же работу с девяти до шести? Господи, какая скука! Я всегда живу будущим. Будущей экспедицией, будущей встречей с друзьями. Будущими картинами. Книгами. Планами. Прошлым жить не люблю: "А вот помнишь… А вот было…" Мне это уже не интересно. Ну было и было. Лучше подумать о том, что впереди. Мне даже картины больше всего нравятся те, которые еще не нарисовал. Но они созданы у меня в голове. Нарисовал - значит, высказал себя. А тут ходишь, размышляешь, предвкушаешь, в любую секунду можешь что-то поменять. Так же и с экспедициями.
- У вас семья, детишки. От жены упреков не слышите?
- Никогда! Разве что перед очередной экспедицией скажет: "Плохо, что ты снова надолго уезжаешь". Ирина - доктор наук, профессор. С голоду мы все-таки не умираем. Я в двух местах преподаю, пишу картины, плюс пенсия. А особняк мне ни к чему, из любого подвала могу сделать мастерскую. У меня прежде и был подвал, хоро-о-шенький…
- Почему распался ваш первый брак?
- Люба с 90-х годов живет в Америке. Городок Беллингхэм - побратим Находки. Она тоже художник, у нее своя галерея. Вышла замуж за богатого человека. В те годы многие уезжали за границу. И мне предлагали остаться в США, Австралии. Однако я себя вне России не представляю. Сами посудите - ну какой из меня американец? Или австралиец? К тому же охватывает жуть от одной мысли, что умру за границей. Не знаю, задумывается ли об этом моя первая жена? А мне действительно страшно, что снесут на погост в чужих краях. Пусть буду на паперти сидеть - но на родной земле. Где жили мои предки, люди верующие, православные. Я совсем не против других религий. Не человек их создавал - так, видимо, угодно Богу. Потому что была бы на свете одна-единственная религия - люди пошли бы вразнос!
- Вы полагаете?
- Конечно! Не было бы сдерживающих факторов. Представьте - стали бы все христианами. Да мы бы так распоясались! А чтоб этого не случилось, Господь и болезни посылает. Ох, что без них люди творили бы! Ели бы все подряд, дрались бы, воевали… А болезни усмиряют нас в своих грешных желаниях.
- Мощи Андрея Первозванного и сейчас с вами?
- Они всегда со мной. Вот здесь, внутри креста. Крест, между прочим, особый - Николая Конюхова. Брата моего деда, он был священником. В 1918 году большевики замучили его до смерти. Сперва на морозе обливали водой, а после пустили пулю в лоб. Крест сорвали - наверное, думали, в мощевике какие-нибудь ценности спрятаны. Родственники сохранили - и мне передали. Видите, раньше большие кресты носили - нынче делают поменьше. Священники жаловались - дескать, тяжело носить. Прежде почему-то этого не боялись, не тянул крест…
- Вас трудно представить без бороды. Когда в последний раз ее сбривали?
- Лет в 25. Требовалась новая фотография в паспорт. А при советской власти для этого обязательно приходилось сбривать бороду. В семейном архиве сохранился снимок - годовалый Оскар, и я без бороды. Сын смеется: "Хоть увидел, какой у тебя подбородок".
- Самый известный человек, который покупал вашу картину?
- Боб Хоук, премьер-министр Австралии. Тут вопрос в чем - мои картины покупают обычно коллекционеры. А коллекционер знает искусство, он не переплатит. Ты много попросишь - он посмеется: "Говори-говори, да не заговаривайся…"
- Премьер к вам сюда приезжал?
- У меня были выставки в Австралии.
- Что выбрал?
- Графика, северная работа. Или склон Эвереста, не помню… Давным-давно на выставке в Канаде подошел ко мне один из вице-президентов компании "Макдональдс": "Картины мне нравятся, но хотелось бы посмотреть ваши наброски. Дорожная тетрадь сохранилась?"
- И?..
- Был у меня дневничок с набросками. Вот он, глядите. Папиросная бумага. Купил в Катманду, на Эверест с ним забирался. Увидел яка - нарисовал. Вот описываю, как мост переходим, градус такой-то… Канадец листал-листал, потом воодушевился: "Покупаю!" И так мне жалко стало этот альбомчик, что не продал. Даже торговаться не пожелал. Да и сколько за него дал бы? 500 долларов, 800?
- Рекорд - за сколько ушла ваша картина?
- 7-8 тысяч евро. Последнюю работу выставили на аукционе за полторы тысячи долларов, а продали - за 90 тысяч рублей. На эти деньги я приобрел снаряжение для Эвереста. Как раз хватило.
- Что за картина?
- Гора Аконкагуа. Человека, далекого от искусства, мои картины не тронут. Его интересует другое. Например, эту картину начал писать у подножия Аконкагуа, потом ее везли погонщики мулов. Она вся потрепанная. Рамы нет. Нужна такая картина человеку с Рублевки?
- Обижаетесь, если не хотят вашу экспедицию финансировать?
- Никогда! Сын подтвердит. Значит, что-то мы неправильно делаем, если людям неинтересно. Мертвый проект - и двигать его бесполезно.
- Восемьдесят дней вокруг света под парусом - проект не мертвый?
- Не удается пока яхту построить. Выходит, страна не созрела. Как и с Марианской впадиной. Вот мои французские друзья на тримаране обошли вокруг света за сорок дней - я радуюсь за человечество. Как Уэмура говорил о самом себе - "расширяю планку человеческих возможностей". Я шел к Полюсу - ох, как мне было тяжело. Упаду, сил никаких, надо мной небо все в звездах - и думаю: "А Уэмура тринадцать лет назад дошел. Он был первый, и снаряжение хуже…" Встаю и шагаю дальше.
- Небо в звездах. Как романтично.
- Помню, в 50-е запустят спутник в космос - а бабушка моя восклицает: "О, масло полетело". По радио передали - масло на орбиту вывели. Проверяли, что с ним станется. И бабушка решила: раз в магазинах его нет - в космосе будут выращивать. Недавно об этом вспоминал.
- Был повод?
- Шел на яхте вокруг света. У меня GPS, лежу, изучаю свои координаты - и думаю: "Э-э, бабушка, не права ты была. Правильно мы делали, что масло в космос запускали". За счет космоса я и с Эвереста буду по спутниковому телефону разговаривать.
- Где самые красивые закаты?
- Очень красивые в пустыне, полярных льдах, Антарктиде… На том же Эвересте. Часто было желание, как у художника, - остановить мгновение. Да и в Москве красивые - но мы этого не видим, заняты другим. В первых кругосветках мне закаты пропускать было никак нельзя.
- Почему?
- Только по ним погоду предсказывал на следующий день. Как солнце сядет - такая и будет. До сих пор по привычке смотрю, проверяю тот прогноз погоды, который мне прислали.
***
- С сомалийскими пиратами сталкивались?
- Бывало. Первый раз - когда с Сейшельских островов перегоняли яхту Вадима Цыганова, мужа и продюсера певицы Виктории. Сопровождал нас военный корабль, плюс на борту было три морских пехотинца с оружием. Но пираты, которые сейчас фактически весь Индийский океан держат в страхе, все равно попытались взять яхту на абордаж.
- Как это происходит?
- Военный корабль не может идти прямо рядом с нами. Двигатель греется. У нас-то скорость 5-6 узлов, у него - в два раза больше. Поэтому он обгонит миль на десять, поворачивает, возвращается. Так кругами и ходил. Причем до Омана нам никак не могли перекинуть на борт пехотинцев - были сплошные шторма. Пересадили, когда зашли в порт на ремонт. У них с собой автоматы, ручной пулемет и "мухи" - гранатометы. И вот, в два часа ночи командир корабля по рации сообщает: "Федор, видишь пять точек на локаторе? К вам приближаются". А у меня локатор маленький. Присмотрелись - действительно. По одну сторону с ревом несутся три катера, по другую - два. А корабль, как назло, далеко-о-о. Но оттуда начали стрелять трассирующими пулями - чтоб привлечь внимание пиратов.
- А пехотинцы?
- Они тоже палили из пулемета и гранатомета. Но закон запрещает им сразу стрелять в людей. Даже в пиратов. Сначала нужны предупредительные выстрелы. Вот они и долбили поверх голов. Правда, делали это с такой яростью, что за пару минут всю палубу завалило гильзами.
- Пираты отвечали огнем?
- Воздержались. Увидев, что на них огрызаются, развернулись и ушли. Второй раз видел их в Эфиопии, которая граничит с Сомали. Мы шли по пустыне на верблюдах в сопровождении шестнадцати вооруженных человек. Среди них двое - из охраны эфиопского президента. Мужички там простые, если что - тут же бьют на поражение. Никаких предупредительных выстрелов. Поэтому сомалийцы соваться к нам быстро раздумали.
- Животные вас атаковали часто?
- Не без этого. Тяжелее всего пришлось в 2009-м, когда в Монголии укусил клещ.
- Энцефалит?
- Еще хуже - боррелиозный. Целый месяц лечился. Был на грани. Но снова обошлось.
- Кирсан Илюмжинов рассказывал нам, как встречал инопланетян. Вы - не встречали?
- Думаю, Илюмжинов действительно их видел. Но он буддист. А я - православный. Считаю, все, что нас окружает, создано Богом. Включая НЛО и прочие явления, которые пока не разгаданы. Ничего, придет время - все узнаем. Вот лет двести назад люди понятия не имели, что такое молния…
- Из последнего - что поразило вас?
- В 2010-м патриарх эфиопский отвез меня в уникальный храм. Он без крыши - но ни одна капля дождя туда не попадает. Триста километров от Аддис-Абебы, горная долина. Стоит с XIII века, а прежде на этом же месте были другие храмы, самый древний - еще до нашей эры. Вот как объяснить? За стеной льет как из ведра, а внутри - сухо. То ли место намоленное, то ли изначально по какой-то причине осадков там никогда не бывает. Люди увидели - и решили именно на том участке земли построить храм. Где грань этого чуда? Впрочем, много рассуждать на такие темы ни к чему.
- Почему?
- Люди по-разному воспринимают. Вот Илюмжинов решил рассказать откровенно о контакте с инопланетянами - а некоторые смеются. Хотя, уверен, кто-то об этом даже больше знает - но молчит.
- Вы же знакомы с бывшим президентом Калмыкии?
- Да, встречались во время экспедиции на верблюдах по Великому шелковому пути. Прилетаем в Элисту, нам говорят: "В четыре утра - на прием к Илюмжинову". Я подумал - ослышался. Уточняю: "В четыре часа дня?" - "Нет-нет, утра".
- Оригинально.
- Ладно, в гостинице завели будильники, приехали, - а в приемной полно народа! Ждут Кирсана Николаевича. Нас увидел, проводил к себе, чаем напоил. Рассказывал: "В восемь утра прилетит самолет - и отправлюсь в Англию". Оказывается, для него это стандартный график. Мог всю ночь людей принимать, а утром куда-то улететь. Думаю: "Когда ж он спит?!"
- По словам Илюмжинова, четырех часов сна ему хватает. А вам?
- Не всегда. Хотя тоже сплю мало. Ложусь не раньше двенадцати. С двух до четырех просыпаюсь, чтобы помолиться. Дома к этому давно привыкли. Потом прикорну, а часов с шести - уже на ногах.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
http://polemika.com.ua/article-98540.html#title
|
Copyright © 2012
ЯR Studio
|
|