| 
              
            Привет всем поклонникам SSTV и других цифровых видов связи! 
            Спасибо Игорю, EX2U. Прочитав его бюллетень, я обратил внимание на ранее мне неизвестную информацию о новом виде SSTV, так называемом HDSSTV. 
            Поиск в интернете по этому ключевому слову привел всего лишь на 
            одну-единственную страничку. На ней в полном объеме Бэри Сэндерсон 
            (Barry Sanderson) KB9VAK собрал и выложил всю информацию, впервые 
            озвученную на ежегодном хэмфэсте в Дэйтоне (2001 Dayton Hamvention 
            Presentation). Материал оформлен датой 8 Мая 2001 года, так что 
            неудивительно, что мало кто о нем знает. Вероятно тот, кто имеет доступ 
            к абсолютно свежим изданиям QST, просто не обратил внимания на эту 
            cтатью, тем более, что в журнальном варианте она выглядела скорее 
            анонсом, нежели рабочим материалом. Интересующихся отсылаю к 
            первоисточнику: http://svs.net/wyman/examples/hdsstv/index.html 
            Теперь понемногу о том, что мне удалось понять и проверить. 
            Во-первых - это не есть в чистом виде "новый вид SSTV". Скорее, я бы 
            назвал его новым (в радиолюбительской практике, в других областях этот и 
            ему подобные методы давно применяются) методом кодирования информации 
            для передачи ее на КВ. Разработкой и тестированием метода занималась и 
            занимается группа радиолюбителей из Америки и Австралии: 
            W9NTP Dr. Don Miller 
            W8ZCF Farrel Winder 
            W0LMD Dr. Robert Suding 
            KB4YZ Dave Jones 
            VK3LM John Wilson 
            VK3CQE Alf Coupe 
            VK4CS Jim Schafer 
            W4HTB Hank Cantrell 
            Метод базируется на двухуровневом кодировании Рида-Соломона 
            (Reed-Solomon coding). Для тех, кому теория кодирования хорошо знакома, 
            этот метод не будет откровением. Применены два уровня: внешний (306,178) 
            и внутренний (8,4). Почему именно так - объяснение на этой же странице 
            по ссылке: Why 2 levels of coding. Увы, я не могу полностью привести 
            перевод всего материала - лимит личного времени. У меня передо мной 
            около 80 листов распечаток с сайта с текстами, диаграммами и формулами.. 
            Надеюсь, извинили?.. 
            Кодированная с избытком информация поступает на так называемый модулятор 
            (не надо стразу представлять себе принципиальных схем, все о чем я веду 
            речь реализовано программно). Применена девятиступенчатая фазовая 
            модуляция по восьми звуковым поднесущим. Т.е. в канале передачи 
            одновременно "звучат" восемь тонов: 
            590 Гц 
            820 Гц 
            1050 Гц 
            1280 Гц 
            1510 Гц 
            1740 Гц 
            1970 Гц 
            2200 Гц 
            На приемной стороне принятая информация программно декодируется с 
            получением максимально достоверной точности. Предложенная авторами 
            программа кодирования имеет возможность кодировать выходную информацию с 
            разными уровнями избыточности: 5, 10, 20, 30 и 40 процентов. 
            Соответственно, степень защищенности информации в канале также разная - 
            чем больше избыточность, тем больше вероятность стопроцентного 
            восстановления информации. 
            Вот вкратце, что там есть из теории. Естественно, на сайте все гораздо 
            глубже и подробнее - но это уже для желающих. 
            Теперь для нетерпеливых - "как это делается"? 
            Скажу сразу - никакого упоминания о типичном SSTV интерфейсе пользователя 
            нет и в помине. Как я уже упоминал, разговор идет лишь о концепции, 
            основном принципе и деталях алгоритмики. 
            В эфир передается заранее сгенерированый звуковой файл в формате ".wav" 
            с 16-ти битовыми выборками на частоте сэмплирования 11025 Гц. На 
            приемной стороне сигнал с трансивера посредством звуковой карты 
            записывается в этом же формате в файл с таким-же расширением (допустимо 
            расширение ".sw"). Затем полученный файл обрабатывается программой 
            декодирования и в результате получаем практически копию исходного, 
            переданного файла графического формата. 
            Для желающих экспериментировать, что нужно? 
            Linux Операционная система 
            gcc Компилятор Си 
            xxgdb Отладчик 
            gnuplot Построитель графиков 
            Xfree86 XWindows System 
            xv Манипулятор изображений 
            xpaint Графический редактор 
            gs Конвертор печати 
            tcl Командный язык 
            gawk Язык программирования 
            fvwm Windows manager 
            xfm Файл-менеджер под XWindows 
            xterm Эмулятор терминала 
            mc Миднайт Коммандер 
            joe Текстовый редактор 
            xwave Запись и редактирование звука 
            sox Звуковой конвертор форматов 
            Для тех, кто знаком с Линуксом - ничего специфичного здесь нет. Разве 
            что, xwave может быть заменена на одну из аналогичных программ. Главное, 
            чтобы она удачно собралась в той версии дистрибутива, в которой вы 
            работаете. 
            Основная программа кодирования - это написанная под tcl программа 
            make-pm7b-wav. Она в нужной последовательности и с необходимыми 
            параметрами запускает ТРИ программы одна за другой. 
            В результате порождается звуковой файл. Для примера, если кодируется 
            файл test.png - на выходе получится файл pm7b20_test.png.wav, где цифра 
            20 указывает уровень избыточности, заданный вами. 
            Декодирование на приемной стороне осуществляется программой 
            pm7b-demod-decode. Результатом ее выполнения являются два файла: копия 
            графического файла с той или иной степенью достоверности и текстовый 
            файл анализа процесса декодирования. Глубина анализа задается при 
            компиляции самой программы-декодера. Этот файл может являтся входным для 
            gnuplot, которая в свою очередь может представить большинство информации 
            об ошибках и восстановлениях в виде графиков и диаграмм. 
            Что проделано мной? 
            Ну, во-первых, пришлось поработать программой "PartitionMagic"и 
            освободить несколько гигабайт на винчестере. На них и установил Линукс. 
            Где-то пару лет назад я в целях самообразования работал с дистрибутивом 
            "RedHat". Учитывая прошлый опыт, я выбрал "Slackware" - принципиальной 
            разницы между дистрибутивами нет, есть разница в мелочах, сильно 
            затрудняющих совместимость. 
            Затем проинсталировал взятое на оригинальном сайте программное 
            обеспечение. Небольшое различие в дистрибутах Линукса (math.h) легко 
            исправилось "ручками". Процесс компиляции прошел нормально и без ошибок. 
            Итак, я теперь готов оказывать посильную помощь (увы, как механическое 
            пианино) всей команде разработчиков и тестеров. 
            Что я заметил? 
            Вот тут вот я и понял, что это все не более чем концепт, причем довольно 
            сырой. Для начала я "извлек" из страницы автора образцовый рисунок 
            формата ".png" и преобразовал его в файл ".wav" Все сработало! Выход 
            звуковой карты переключил на усилитель и решил прослушать, как же 
            все-таки ЭТО звучит. Гм.. Хрр-трр-прр - очень похоже на типичную 
            пакетную передачу, и в то же время сигнал особенный, таких я не слышал. 
            Заголовочная часть позволяет безошибочно на слух определить именно этот вид. 
            Увы, засилье компьютеризации оставило меня без магнитофона (вся 
            "домашняя" музыка на компактах или эмпеги) - не на чем было симитировать 
            канал. Решил просто переименовать порожденный звуковой файл в любое 
            другое название. "Натравил" на него pm7b-demod-decode.. О диво! В 
            каталоге появился файл с первоначальным именем! Т.е. тот же самый .png - 
            файл. Собственно, чему удивлятся - ведь именно это и старались получить 
            авторы. 
            Взял я другой файл, чуток побольше. К примеру, из своей библиотеки для 
            SSTV обмена (а должен заметить, что авторский файл был размером около 2 
            килобайт - формат ".png" идеально подходит для графических файлов с 
            высокой регулярностью. Позже закралась мысль, а ведь на подгонку 
            похоже..) я взял картинку типичного ".jpg" формата размером около 25 
            килобайт. Кодирование и преобразование моей картинки длилось.. 4 минуты! 
            (CPU Celeron-466, 128M RAM) Мда... Да и с декодированием не сложилось. 
            Во время выполнения программы вместе с сообщением "Terminated" программа 
            "вывалилась" в оболочку, оставив какой-то мусор под названием 
            pm7b-scratch. 
            Итак, у меня сложилось впечатление, что программы еще сыроваты, для 
            демонстрации результатов были взяты те файлы, на которых все "летело со 
            свистом", что до полного окончания еще очень далеко. Настораживает 
            последовательный метод решения задачи кодирования. В принципе это и 
            должно занимать массу времени. Путей применения данной концепции в SSTV 
            в привычной для нас форме пока не видно. 
            Однако: 
            - Как мало я еще знаю в этой области 
            - Как много знают те, кому по роду профессиональной деятельности 
            приходится подобными разработками заниматься 
            - И кто знает, что нас ожидает за очередным поворотом технократической 
            гонки?.. 
            Подвожу итог: 
            Ох как было бы неплохо подключить сюда и наших ребят. Хотя бы для первых 
            шагов - повторить то, что уже прошли американцы и австралийцы. Не говорю 
            уже, чтобы продолжить работы в этом направлении. 
            Кто имеет возможность и знания - прошу связаться со мной для пробных 
            работ в эфире. К сожалению, условия проживания таковы, что мне доступны 
            лишь два диапазона - 40 и 20 метров. В основном я работаю на 20 метрах. 
            Связаться со мной можно или по пакетной сети: [email protected] 
            или по электронной почте:   [email protected]     [email protected] 
            С нетерпением жду от вас предложений и соображений. 
            Виктор Голутвин (UT1WPR), г.Львов 
            p.s. 
            Особую благодарность хочу выразить Сидорчуку Ю.И., чье мужество и терпение 
            позволили мне хоть чуть-чуть приблизиться к основным понятиям в области 
            избыточного кодирования. Остается лишь сожалеть, что он не коротковолновик. 
            Но процесс его "вовлечения" идет... :-)
  
           |