Уважаемый читатель!
На этой страничке собраны тексты некоторых печатных работ разных лет, а также неопубликованных материалов, в которых освещаются аспекты философской эстетики, семиотики и теории литературы. Эти материалы отражают разные стадии формирования теории литературы, поэтому используемые в них определения могут несколько отличаться от более поздних формулировок.
С содержанием теории в ее более полном изложении можно ознакомиться по тексту изданной в 1998 году книги Прогулки с Евгением Онегиным, хотя настоятельно не рекомендую начинать знакомство сразу с ее "теоретического" второго раздела; лучше прочитать и предшествующие главы — так будет хотя бы понятно, зачем вообще нужна теория. К тому же, некоторые имеющие весьма принципиальное значение аспекты теории литературы и философской эстетики рассматриваются и в других разделах, включая и "белкинский" блок. (Эта же книга со вступлением на английском языке: The Promenades with Eugene Onegin).
В более краткой форме суть теории изложена в предшествовавшей "Прогулкам" книге 1996 г. Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": "вечно-верная" любовь или литературная мистификация? (вариант вступления на английском языке: Mikhail Bulgakov's novel The Master and Margarita: an everlasting love or a literary mystification?). Ее сокращенный вариант Романы "Евгений Онегин" и "Мастер и Маргарита": традиция литературной мистификации вышел из печати в 1996 году.
Такие понятия, как философская эстетика, теория литературы, мениппея, нарратология, фабула, сюжет в той или иной форме неизбежно затрагиваются и в моей работе "Гамлет": трагедия ошибок или трагическая судьба автора?", которая вышла из печати в 2000 году (вступление и изложение содержания на английском языке: Hamlet: A Tragedy of Errors, or the Tragical Fate of the Author?).
Поскольку данное вступление получилось несколько длинноватым, разбиваю его на несколько частей; в них изложены соображения по некоторым вопросам философской эстетики и теории литературы:
I. Вступление
Часть I. Шедевры Великих: все "ключи" — в тексте
Теория литературы, менниппея и литературоведение: структура, композиция, рассказчик в произведениях, которые создали Шекспир, Стерн, Пушкин, Гоголь, Булгаков, Алексей Толстой, Джойс.
Часть II. Зачем Великие исполняли свои шедевры так бездарно?
"Гамлет", "Евгений Онегин", "Улисс", "Мастер и Маргарита" интерпретируются неправильно. Шекспир, Пушкин, Джойс и Булгаков вложили в свои знаменитые произведения совершенно иной смысл, чем это принято считать.
Часть III. Мениппея: преемственность гигантов
"Вечная, верная" любовь в романе "Мастер и Маргарита" восходит к "вечной верности" Татьяны Пушкина и тому слащаво-приторному, что Шекспир высмеял в романе "Ромео и Джульета".
Часть IV. Методика анализа и результат... ее отсутствия
Заблуждению филологов относительно истинного содержания произведений Шекспира, Пушкина, Булгакова спсобствует отсутствие научной теории литературы и методики анализа внутренней структуры мениппей.
"Мастер и Маргарита": о методологии исследования структуры. Статья, опубликованная в бюллетене Североамериканского Булгаковского общества The Newsletter of the Mikhail Bulgakov Society (USA) (3), 1997.
К вопросу о методике структурного анализа романа "Мастер и Маргарита".. Статья, опубликованная в Булгаковском сборнике N 3 (Таллинн, 1998 г.)
К вопросу методологии исследования философских контекстов романа "Мастер и Маргарита". Статья, подготовленная для юбилейного сборника, выпуском которого Североамериканское Булгаковское общество намечало отметить тридцатилетие первой публикации романа.
М.А. Булгаков и А.Н. Толстой: творческий диалог в развитии пушкинского жанрового многообразия мениппеи. Текст отложенного выступления на Булгаковской конференции в Санкт-Петербурге в 1997 году.
Мениппея: особый род литературы Часть главы из готовящейся книги, посвященной теории литературы. Здесь материал излагается несколько с иной позиции, чем в других работах.
Семиотика и нарратология: структура текста мениппеи Статья, опубликованная в сборнике научных трудов в дар профессору Миливое Йовановичу. Sine Arte, Nihil. Пятая страна, Белград — Москва, 2002
Часть первая. Внутренняя структура мениппеи
Внутренняя структура мениппеи: в отличие от эпоса, лирики и драмы, в ней несколько пар фабула-сюжет. Дополнительный уровень композиции (образ рассказчика) сводит воедино все сюжеты как образы-знаки.
Часть вторая. Роль "противоречий" в литературных шедеврах
Шекспир, Пушкин, Булгаков создали произведения с неровной манерой письма и массой противоречий. Однако все такие моменты — объекты изображения, важные композиционные (художественные) элементы.
Часть третья. Рассказчик мениппеи — главный герой произведения
Рассказчик любой мениппеи — от "Гамлета" до "Повестей Белкина" — полноправный персонаж, главный герой. Как правило, он скрывает свою личность, роль в описываемых событиях и в создании произведения.
Статья состоит из четырех глав, из которых две последние — примеры анализа структуры конкретных произведений. Поскольку эти аспекты раскрыты в соответствующих главах книги "Прогулки с Евгением Онегиным" и работы "Гамлет": трагедия ошибок или трагическая судьба автора", то помещаю здесь только первые две главы:
Часть первая. 1. Литературоведение и наука
Литературоведение — не настоящая наука, поскольку не располагает научной теорией. Смысл произведений Шекспира, Пушкина, Булгакова, Гоголя остается не раскрытым.
Часть вторая. 2. Рассказчик мениппеи
"Гамлет", "Повести Белкина", "Мастер и Маргарита" написаны как бы в соавторстве: Шекспир, Пушкин, Булгаков поручали повествование рассказчику-персонажу.
A version in English of the Literary Theory, Semiotics, Narration Theory, and Philosophical Aesthetics page (версия этой странички на английском языке).
Хочется надеяться, что ознакомление с этими материалами позволит составить представление о характере теории и ее возможностях. Убедиться в наличии у нее предсказательных свойств (которыми не обладает ни одна из существующих версий "теории литературы") можно, ознакомившись с конкретными результатами анализа "загадочных" произведений У. Шекспира, А.С. Пушкина, М.А. Булгакова — см. Меню ниже (слова "теории литературы" взял в кавычки потому, что если "теория" не обладает хоть какими-то предсказательными свойствами, то, по определению, это вовсе не теория. А самая настоящая псевдонаучная болтовня, участники которой даже не имеют четкого представления о том, что такое наука, каковы ее цели и средства).
© A. Barkov, 2002
|
|
Информация теплый шов тут. |