Философская эстетика и семиотика (знак
и его структура, знаковая система); теория
литературы (фабула, сюжет, композиция),
мениппея и ее внутренняя структура;
нарратология (рассказчик и повествование).

Альфред Барков

Теория литературы, семиотика,
философская эстетика


Уважаемый читатель!

 

На этой страничке собраны тексты некоторых печатных работ разных лет, а также неопубликованных материалов, в которых освещаются аспекты философской эстетики, семиотики и теории литературы. Эти материалы отражают разные стадии формирования теории литературы, поэтому используемые в них определения могут несколько отличаться от более поздних формулировок.

С содержанием теории в ее более полном изложении можно ознакомиться по тексту изданной в 1998 году книги Прогулки с Евгением Онегиным, хотя настоятельно не рекомендую начинать знакомство сразу с ее "теоретического" второго раздела; лучше прочитать и предшествующие главы — так будет хотя бы понятно, зачем вообще нужна теория. К тому же, некоторые имеющие весьма принципиальное значение аспекты теории литературы и философской эстетики рассматриваются и в других разделах, включая и "белкинский" блок. (Эта же книга со вступлением на английском языке: The Promenades with Eugene Onegin).

В более краткой форме суть теории изложена в предшествовавшей "Прогулкам" книге 1996 г. Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": "вечно-верная" любовь или литературная мистификация? (вариант вступления на английском языке: Mikhail Bulgakov's novel The Master and Margarita: an everlasting love or a literary mystification?). Ее сокращенный вариант Романы "Евгений Онегин" и "Мастер и Маргарита": традиция литературной мистификации вышел из печати в 1996 году.

Такие понятия, как философская эстетика, теория литературы, мениппея, нарратология, фабула, сюжет в той или иной форме неизбежно затрагиваются и в моей работе "Гамлет": трагедия ошибок или трагическая судьба автора?", которая вышла из печати в 2000 году (вступление и изложение содержания на английском языке: Hamlet: A Tragedy of Errors, or the Tragical Fate of the Author?).

Поскольку данное вступление получилось несколько длинноватым, разбиваю его на несколько частей; в них изложены соображения по некоторым вопросам философской эстетики и теории литературы:

I. Вступление

Часть I. Шедевры Великих: все "ключи" — в тексте
Теория литературы, менниппея и литературоведение: структура, композиция, рассказчик в произведениях, которые создали Шекспир, Стерн, Пушкин, Гоголь, Булгаков, Алексей Толстой, Джойс.

Часть II. Зачем Великие исполняли свои шедевры так бездарно?
"Гамлет", "Евгений Онегин", "Улисс", "Мастер и Маргарита" интерпретируются неправильно. Шекспир, Пушкин, Джойс и Булгаков вложили в свои знаменитые произведения совершенно иной смысл, чем это принято считать.

Часть III. Мениппея: преемственность гигантов
"Вечная, верная" любовь в романе "Мастер и Маргарита" восходит к "вечной верности" Татьяны Пушкина и тому слащаво-приторному, что Шекспир высмеял в романе "Ромео и Джульета".

Часть IV. Методика анализа и результат... ее отсутствия
Заблуждению филологов относительно истинного содержания произведений Шекспира, Пушкина, Булгакова спсобствует отсутствие научной теории литературы и методики анализа внутренней структуры мениппей.


II. Статьи раздела "Теория литературы"

"Мастер и Маргарита": о методологии исследования структуры. Статья, опубликованная в бюллетене Североамериканского Булгаковского общества The Newsletter of the Mikhail Bulgakov Society (USA) (3), 1997.

Структура мениппеи: три фабулы — эпическая (повествование рассказчика), лирическая (описание позиции рассказчика) и авторская (описание позиции автора в отношении рассказчика и его повествования).

К вопросу о методике структурного анализа романа "Мастер и Маргарита".. Статья, опубликованная в Булгаковском сборнике N 3 (Таллинн, 1998 г.)

Структурный анализ и структура романа "Мастер и Маргарита". Эта мениппея содержит три фабулы, несколько сюжетов и дополнительный уровень композиции. Завершающая эстетическая форма — метасюжет.

К вопросу методологии исследования философских контекстов романа "Мастер и Маргарита". Статья, подготовленная для юбилейного сборника, выпуском которого Североамериканское Булгаковское общество намечало отметить тридцатилетие первой публикации романа.

Как и Пушкин в "Капитанской дочке", в романе "Мастер и Маргарита", в рассказах "Я убил", "Вьюга" Булгаков ставит вопрос о противоречии между профессиональным долгом и совестью.

М.А. Булгаков и А.Н. Толстой: творческий диалог в развитии пушкинского жанрового многообразия мениппеи. Текст отложенного выступления на Булгаковской конференции в Санкт-Петербурге в 1997 году.

А. Толстой: недоучка Буратино — "народный учитель" Страны Дураков М. Горький. Булгаков показал его как отступника М. Мастера. Шлюхи Мальвина и Маргарита: общий прототип.

III. Материалы, посвященные теории мениппеи

Мениппея: особый род литературы Часть главы из готовящейся книги, посвященной теории литературы. Здесь материал излагается несколько с иной позиции, чем в других работах.

Мениппея — не эпос, не лирика, не драма, а особый род литературы. Внутренняя структура: несколько фабул, особый тип рассказчика, новый уровень композиции.

Семиотика и нарратология: структура текста мениппеи Статья, опубликованная в сборнике научных трудов в дар профессору Миливое Йовановичу. Sine Arte, Nihil. Пятая страна, Белград — Москва, 2002

Рассматриваются семиотические аспекты текстов мениппей, методика вскрытия содержания произведений Шекспира, Пушкина, Булгакова.

Часть первая. Внутренняя структура мениппеи
Внутренняя структура мениппеи: в отличие от эпоса, лирики и драмы, в ней несколько пар фабула-сюжет. Дополнительный уровень композиции (образ рассказчика) сводит воедино все сюжеты как образы-знаки.

Часть вторая. Роль "противоречий" в литературных шедеврах
Шекспир, Пушкин, Булгаков создали произведения с неровной манерой письма и массой противоречий. Однако все такие моменты — объекты изображения, важные композиционные (художественные) элементы.

Часть третья. Рассказчик мениппеи — главный герой произведения
Рассказчик любой мениппеи — от "Гамлета" до "Повестей Белкина" — полноправный персонаж, главный герой. Как правило, он скрывает свою личность, роль в описываемых событиях и в создании произведения.


IV. Загадки знаменитых произведений: подход с позиций структурного анализа.

Статья состоит из четырех глав, из которых две последние — примеры анализа структуры конкретных произведений. Поскольку эти аспекты раскрыты в соответствующих главах книги "Прогулки с Евгением Онегиным" и работы "Гамлет": трагедия ошибок или трагическая судьба автора", то помещаю здесь только первые две главы:

Часть первая. 1. Литературоведение и наука
Литературоведение — не настоящая наука, поскольку не располагает научной теорией. Смысл произведений Шекспира, Пушкина, Булгакова, Гоголя остается не раскрытым.

Часть вторая. 2. Рассказчик мениппеи
"Гамлет", "Повести Белкина", "Мастер и Маргарита" написаны как бы в соавторстве: Шекспир, Пушкин, Булгаков поручали повествование рассказчику-персонажу.


V. A version in English

A version in English of the Literary Theory, Semiotics, Narration Theory, and Philosophical Aesthetics page (версия этой странички на английском языке).

In Hamlet, Shakespeare depicted himself as a university graduate. A new version of Literary Theory reveals the hidden intention of William Shakespeare, Christpher Marlowe, Lourence Sterne, Alexander Pushkin, James Joyce, and Mikhail Bulgakov.


Хочется надеяться, что ознакомление с этими материалами позволит составить представление о характере теории и ее возможностях. Убедиться в наличии у нее предсказательных свойств (которыми не обладает ни одна из существующих версий "теории литературы") можно, ознакомившись с конкретными результатами анализа "загадочных" произведений У. Шекспира, А.С. Пушкина, М.А. Булгакова — см. Меню ниже (слова "теории литературы" взял в кавычки потому, что если "теория" не обладает хоть какими-то предсказательными свойствами, то, по определению, это вовсе не теория. А самая настоящая псевдонаучная болтовня, участники которой даже не имеют четкого представления о том, что такое наука, каковы ее цели и средства).



К оглавлению
Другие материалы автора:
Входная страничка
Анализ "Мастера и Маргариты"
А.С. Пушкин
М.А. Булгаков
Мастер и Маргарита
Сруктура "Гамлета"
К тайне личности "Шекспира"
Интеллект
W. Shakespeare — Christopher Marlowe
A. Pushkin
Eugene Onegin
M. Bulgakov
The Master and Margarita
The Master and Margarita-2





© A. Barkov, 2002
Last updated: Nov. 08, 2002

Free search engine submission
and placement services!


Информация теплый шов тут.