UT6UF UT6UE вокруг света на яхте "Купава"


Капитан:
Бондарь Юрий Васильевич (UT6UF)- Неоднократный участник морских и океанских переходов, известнейший яхтсмен и конструктор яхт.

Члены экипажа:
Зубенко Андрей Витальевич (UT6UE)- Чемпион Украины с парусного спорта.


 

 

Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

   
 

Переход от о. Мангарева до о. Таити

   
 

1

   
 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]

   
  28.02.2011.
      Мы покидали атолл Гамбье, с его сказочным островом Мангарева, где провели почти месяц. Прощай остров. Прощай Мангарева.

8.45. Прошли барьерный риф и вышли из лагуны. Ветер не сильный, не больше 5 узлов с севера. Из атолла выходили под одним стакселем.
    Пройдя риф, поставили грот. Грот существенно добавил тяги, и мы разогнались до 5,5 узлов.
Яхта шла легко, не рыская и без качки. Курс на Таити - 290 градусов. Но т.к. дуло бейдевинд (ветер, близкий к встречному), шли немного выше курса, набирая высоту на случай изменения ветра на встречный.
      Несмотря на то, что в море мы не очень любим ходить в бейдевинд, при ветре до 5 узлов считаем этот курс идеальным. В такой ветер мы можем нести полные паруса и держать хорошую скорость, порой достигающую скорости самого ветра. При этом слабый ветер не создает волну, которая на острых курсах (близких к движению против ветра) обычно сильно тормозит яхту.
    Для сравнения: чтобы идти с такой же скоростью попутными курсами, нам нужно гораздо больше ветра, узлов 12 – 15. Но при таком ветре на воде начинает разгоняться волна. А с 15 узлов, которые позволяют держать скорость 5 узлов, по всему морю уже бегут барашки. Яхту при этом сильно раскачивает, и наша жизнь на ней превращается в сплошные испытания. Уже не пройдешь по палубе без страховочного ремня и не нальешь чашку чая без риска расплескать его. Даже простой обед на яхте превращается в упражнения по эквилибристике.
    Впрочем, сегодняшний северный ветер для тропиков - довольно необычное явление. Эти широты отличаются постоянными восточными/юго-восточными ветрами, пассатами. Именно за постоянство пассаты с давних времен называли «торговыми ветрами». Т.е. ветрами, которые помогали торговцам пересекать океаны без штилей и встречных ветров.
Скорость пассатов в Тихом океане не превышает 10 – 15 узлов. Это хороший ветер для небольших яхт. А вот в Индийском океане, где сильно влияние материков, пассаты могут усиливаться сезонными муссонами (ветрами, возникающими из-за разницы прогрева солнцем поверхности материков и океанов) и достигать 25 узлов, что не очень комфортно для таких яхт, как «Купава».
 
Как бы там ни было, но бейдевинд 5-6 узлов мы воспринимали как подарок судьбы. Хотя и понимали, что это не надолго и скоро задуют привычные 12-15 узлов восточных направлений.
 

      Погода стояла отличная. По небу была разбросана кучевка, а на севере горизонт затянуло дымкой.
    Кучевые облака называют облаками хорошей погоды. Поэтому они всегда радуют глаз. Если такая погода сохранится на ближайшие дни, то 866 миль до Таити мы сможем пробежать за неделю. Неплохо. Это быстрее расчетного времени. Обычно время перехода мы рассчитываем, исходя из скорости 4 узла или 100 миль в сутки. Но если выходит больше 100 миль – это опережение графика и хорошее настроение на яхте.

    Забросили рыболовные снасти. В открытом море рыба уже здоровая (не зараженная сигутерой – опасной для человека болезнью, которой, как считается, заражена вся рыба на коралловых атоллах), и мы надеялись поймать что-нибудь к обеду.

    На яхте началась обычная морская жизнь. Каждый из нас занялся своим любимым делом. Юра привычно разложил железяки, которые мы насобирали еще в Южной Америке.

    В Аргентине, в Ушуайа, на заднем дворе местного яхт-клуба мы как-то увидели целую кучу различного яхтенного оборудования и электроники.
    - Все, что найдете там, можете забирать, – сказал тогда работник яхт-клуба Густав в ответ на мой вопрос о том, что это за добро такое валяется под снегом.

    Мы и забрали. В результате у нас появился опреснитель (для восстановления которого понадобились полчаса времени, клей сикафлекс и силиконовая трубка для отвода опресненной воды), нерабочий ветрогенератор AEROGEN с комплектом лопастей, несколько неработающих элементов автопилотов и целая куча всякой электроники. Для Юры все это было настоящим сокровищем. И когда в море он начинал скучать, раскручивание очередного электронного блока всегда поднимало ему настроение.
     Пока Юра перебирал свое добро, я занимался изучением лоции и яхтенных справочников полинезийских вод. Яхтсмены – народ романтичный и склонный к лирике. Поэтому подавляющее большинство справочников кроме сухой навигационной и юридической информации полны еще и интересных рассказов о флоре и фауне островов, о культуре и обычаях народов, а также личных впечатлений авторов. В море такие справочники мне всегда с легкостью заменяли художественную литературу. А еще в справочниках, как правило, приводится краткий словарь местных слов, которые могут понадобиться при посещении магазина или при встрече с каким-нибудь туземцем. Очень ценный инструмент налаживания контактов.

     На плите в это время уже стоял тазик с тестом.
     Плита на яхтах обычно крепится на шарнирах, что позволяет ей оставаться в горизонтальном положении даже тогда, когда яхту сильно раскачивает. А это, как оказалось, важно для дрожжевого теста.
     Как-то на переходе я сделал открытие. Я заметил, что дрожжи на волне укачивает, и они отказываются работать. Поэтому стал ставить тесто на плиту. Правда, это не всегда помогало, и дрожжи не всходили даже там. К тому же, тазик, в котором я замешивал тесто, был слишком большой и плохо помещался в специальные ограничители, удерживавшие посуду на плите во время качки. Бывало, что на особо крутой волне тазик улетал. И тогда тесто приходилось собирать по всему камбузу.

     День протекал мерно и неторопливо. К ужину Юра натер кокос. Чудесный тропический вечер: мы пили чай в кают-компании, макали блинчики в мед и посыпали их кокосовой стружкой. Красота. После чая я выбрался наверх и, сидя на палубе, любовался золотисто-розовым закатом. Такие закаты всегда действуют умиротворяющее. К тому же они предвещают хорошую погоду и позволяют расслабиться перед ночной вахтой.

     Сегодня я изобрел свое собственное кокосовое блюдо. Назвал я его «Кокосовый спас», по аналогии с яблочным спасом - праздником, когда едят яблоки с медом. Готовится оно просто: кокосовый орех раскалывается на две половинки, в которые наливается мед. Затем ножом из этого кокосово-медового ореха выковыриваются кусочки мякоти и тем же ножом отправляются в рот. Очень вкусно. Только челюсти быстро начинают болеть – уж очень жесткая эта «мякоть» кокосового ореха.

     За кормой еще видны были верхушки гор о. Мангарева. Скоро они исчезнут. А вместе с ними исчезнут и последние признаки береговой жизни. Птицы уже совсем не прилетали. Даже летучие рыбки куда-то подевались. Только изредка выскакивали из воды и, пролетев пару десятков метров, опять скрывались в море. И рыба за весь день так ни разу и не клюнула.

     В восемь часов вечера, после вкусного ужина, я попробовал лечь поспать перед вахтой. Но уснуть не смог. Организм еще не перестроился на морской режим. Поэтому с вахты сменил Юру на час раньше времени. И сразу уселся за коротковолновую радиостанцию. Сегодня солнце неплохо зарядило батареи. И компьютер днем не включали. Значит, можно было позволить себе немного побродить по эфиру.
       У штурманского стола стояла бутыль с только что поставленной Юрой бражкой. Бутыль хоть и была закрыта, от нее все равно тянуло неприятным, сладковато-кислым ароматом. Поэтому утром Юра, по моей просьбе, переместил ее подальше оттуда. Он нашел ей место в ногах своей койки. Место для бражки оказалось хорошим. Я к ней был равнодушен, а у Юры открывался легкий доступ к бутыли в любое время суток. Он даже трубку специальную сделал, чтобы легче было добираться до мутноватого содержимого сосуда. И хоть днем Юра бражку не пил, меньше, чем за неделю шестилитровая бутыль опустела, о чем мне потом с горечью и было объявлено.
Впрочем, горевал Юра не долго. Не прошло и дня, как в бутыле у его койки побулькивала новая порция мутноватой жидкости.

    Первая ночь после выхода с Мангарева оказалась беспокойной. Как обычно, слабый ветер был неустойчив. Он часто менял направление. Временами скисал. Тогда наша скорость падала до 2 узлов, и подруливающее устройство переставало удерживать яхту на курсе. На слабых ветрах оно не очень хорошо справлялось со своей задачей. Немного подклинивало и все время норовило увести яхту в сторону. Вахтенному приходилось бежать в корму и выводить его из клина. Яхта ненадолго возвращалась на курс, но уже через несколько минут опять уходила с него. Так повторялось за разом раз. Наконец, где-то в середине вахты, мне надоело бегать, и я бросил это занятие. Даже когда яхта сильно валилась на юго-запад (до 240 градусов) или забиралась на северо-запад (до 320 градусов), я оставался внутри и лишь наблюдал, как GPS старательно выводил на экране волнистые линии нашего пути.
     Ночью стало прохладно. Хотя термометр в каюте и показывал 28 градусов, но я начал замерзать и пришлось закрыть форлюк. Сейчас уже и представить трудно, как мы выживали в Патагонии, когда температура в яхте часто не поднималась выше нуля градусов.
   
  01.03.2011 .
     К 6 часам утра, сразу после восхода солнца, ветер перестал крутить и установился 5 узлов с северо-востока.
     Мы шли в галфвинд. Яхта радовала хорошей скоростью больше 5 узлов, и мы наверстывали упущенные за ночь мили. И уже к 8.00 наш суточный переход составил 103 мили. С учетом ночного ослабления ветра и нашего виляния из стороны в сторону это был неплохой результат.

     День посвятили работам по яхте. Юра заплел новые концы на трапике-гальюне. Для вывешивания трапика над водой мы использовали полипропиленовые веревки. На солнце они в течение нескольких месяцев превращалась в труху, и их приходилось менять где-то раз в полгода. Вот и сейчас концы уже почти полностью сгнили и походы на транец стали рискованным занятием. Веревки готовы были оборваться в любую минуту, и, сидя на трапике, всегда приходилось держаться руками за реллинг и ахтерштаг, чтобы в один прекрасный момент не оказаться в воде. Это было тем более опасно потому, что в спокойных тропических водах при выходе на транец мы стали позволять себе не надевать страховочный ремень.
     Впереди, немного левее курса, лежал известный атолл Муруроа (Mururoa), на котором французы с 1966 по 1998 годы проводили ядерные испытания. Это название я знаю со школьных времен. Для нас, советских детей, Муруроа был одним из символов «западного милитаризма». За 30 лет второй половины прошлого столетия на нем было проведено около 190 ядерных взрывов. Т.е., каждые два месяца на атолле гремел очередной взрыв. Впрочем, точного количества взрывов не знает никто. Кроме тех, конечно, кто отдавал приказания об их проведении.
   
 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]

   

"Купава".  
Переход с архипелага Гамбье (Gambier) - о. Таити (Tahiti)
(Для остановки слайда наведите на картинку курсором мышки)

 

   
 

10 марта, 2011 (четверг, 20:19)
10.03.2011г. Прошёл еще один день и одна ночь, сутки, из 484 дней и ночей от начало экспедиции.
Яхта "Купава" приближается к острову Таити, до которого осталось 144 мили. Если погода не подведет, то послезавтра "Купава" будет у Таити. Это будет что называется вовремя. На борту заканчиваются фрукты и расходные материалы, но настроение в экипажа бодрое, скоро земля.
День 8-го марта получился по настоящему праздничный. Во время прохода мимо одного из атоллов, была доступна мобильная связь. Ребята воспользовались такой возможностью и поздравили супруг, родных и близких, представительниц слабого пола с Праздником 8-го Марта. Праздник удался!
Экипаж здоров, яхта "Купава" в нормальном состоянии. Скорость SE ветра - 10 узлов, температура воздуха +27С. Ждем новостей...

Яхта "Купава" (Береговая команда)

 

11.03.2011г. 20:30 Экипаж яхты "Купава" подошёл к острову Мехетиа (Mehetia) архипелага Острова Общества во французской Полинезии и обошли остров вокруг.
Остров являет собой молодым действующим вулканом в 110 км к востоку от острова Таити. На острове мирно пасутся козы. На горе просматривается дом, возле которого есть антенна.
От высадки на остров воздержались и в 22:00 взяли курс на Таити до которого осталось 60 миль.
Экипаж яхты в норме, яхта в исправном состоянии. Ветер NEE, скорость - 3 узла.

Яхта "Купава" (Береговая команда)

 

12.03.2011г. С рассветом яхта "Купава" подошла к Таити. Разница во времени 12 часов. Это значит, что скоро будут новости в более развернутом виде. Также надеемся на фоторепортажи которые из за технических причин не удалось передать в прошлый раз.
С нетерпением ждем новостей...

Яхта "Купава" (Береговая команда)