Капитан: Бондарь Юрий Васильевич (UT6UF)- Неоднократный участник морских и океанских переходов, известнейший яхтсмен и конструктор яхт.
Члены экипажа: Зубенко Андрей Витальевич (UT6UE)- Чемпион Украины с парусного спорта.
|
|
Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)
|
|
|
|
Переход от о. Мангарева до о. Таити
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
|
|
|
|
05.03.11.
За прошедшие сутки, несмотря на вечернее ослабление ветра, приблизились к Таити еще на 96 миль. Ветер задул ближе к полуночи и при этом отошел на северо-восток. Стаксель стал подполаскивать, поэтому его при смене вахт в 23.00 убрали. В галфвинд идти стало намного комфортнее. И скорость хорошая, и качало значительно меньше.
Грот ночью ставить не стали. Спрогнозировать погоду ночью сложно, а без грота идти гораздо спокойнее. Шли под одной генуей. Ночь была ясная. Хотя время от времени небо закрывалось небольшими тучками.
Такие тучки обычно не представляли особой угрозы. Но они, все же, вносили определенное беспокойство в наше безмятежное плавание. Когда небо закрывалось черной тенью, не всегда удавалось определить, что это – или туча со шквалами наползала на нас, или просто облако проплывало мимо. Особенно, когда не было Луны. Поэтому каждый раз, когда звезды начинали исчезать в черноте, мы мимо воли начинали нервничать и прикидывать, не слишком ли много у нас парусов.
Но сейчас мы шли под одной генуей, и причин для беспокойства не было. Надо было только следить за погодой, чтобы успеть, в случае чего, вовремя растравить парус или вообще отдать фал и смайнать его.
Один раз прошел несильный дождь. Дождевая тучка была небольшая и особых неприятностей не принесла. Но за первой пришла вторая, затем третья. Вскоре все небо от горизонта до горизонта покрылось небольшими черными пятнами дождевых туч. Каждый раз, проходя мимо нас, тучи «тянули» за собой ветер. И он крутил как сумасшедший, иногда меняя направление почти на 180 градусов. Удержать генеральный курс 280 градусов в таких условиях было сложно. Приходилось постоянно работать на палубе. В общем, вахта превратилась в нескончаемые учения по работе с парусами.
Всю ночь клевали кальмары. Поначалу мы выскакивали на каждый сигнал трещоток. Но вытащить их не удавалось. Кальмары срывались. Юра даже на палубе с леской в руках дежурил, чтобы успеть подсечь хоть кого-нибудь. Но кальмары все равно сходили. Для кальмаров наши рыболовные тройники не годились. Для них нужны были специальные крючки. А на обычные, в лучшем случае, удавалось вытащить лишь оторванные присоски или щупальца (щупальца, кстати, мы никогда не выбрасывали. Иной ночью удавалась надергать таких щупалец до десятка. А это уже неплохой навар в супе!).
К утру небо на востоке затянуло низкой облачностью, которая из-за горизонта подсвечивалась густо-красным светом восходящего солнца. Зловещий рассвет. Красивый и страшный. Но чем ближе был восход, тем приветливее становилось небо над горизонтом. Агрессивно-красные краски сменялись нежно-желтыми.
Я любил утренние вахты. Мне нравилось встречать рассветы. Вид поднимающегося из-за горизонта солнца неизменно вызывал у меня прилив безотчетной радости. В такие минуты хотелось кричать, прыгать по палубе и размахивать руками.
И в это утро я стоял в корме яхты и ждал восхода солнца. И вот в 6.28 появился краешек солнечного диска. Но тут меня что-то отвлекло, и момент выхода солнца из воды я пропустил. Досадно. Инстинктивно я быстро присел, и солнце для меня опять скрылось за горизонтом. А еще через секунду оно взошло снова. Это было чудо! Теперь солнце всходило только для меня. Это был мой собственный восход. И специально для меня показавшийся из воды краешек солнца вдруг окрасился в зеленый цвет. Это был настоящий «зеленый луч»! И хоть до этого я не раз уже видел его, все равно моему восторгу не было предела. Как и раньше, мной овладело ощущение некой «избранности», причастности к чуду, которое потом, за завтраком, позволит мне в очередной раз с гордостью рассказывать Юре о «моем» зеленом луче.
Методика приседания и повторения восхода солнца мне понравилась. С этого дня я стал использовать ее, чтобы увидеть зеленый луч два, а то и три раза подряд. Обычно, в ожидании восхода, я поднимался на палубу, а, бывало, даже забирался на кормовой реллинг, чтобы пораньше увидеть солнце. И как только краешек солнечного диска показывался из-за горизонта, я быстро спрыгивал на палубу, а затем и на дно кокпита, чтобы еще и еще раз повторить для себя восход солнца.
После рассвета погода продолжала портиться. К 7.00 уже все небо затянуло сплошным слоем низкой облачности, сквозь которую еле пробивался рассеянный солнечный свет. А по горизонту выстроились башенки-купола облаков. Странно, но до сегодняшнего дня я считал «зеленый луч» одним из самых верных признаков хорошей погоды. Обычно он появляется только в условиях очень прозрачного воздуха, когда в атмосфере мало воды. Почему же тогда погода портится?
Впрочем, в семь утра еще рано делать какие-то выводы о предстоящей на день погоде. Существует даже примета такая. Одна из немногих, которые работают во всех климатических зонах и на всех широтах. Звучит она так: если с утра пасмурно, а к 9.00 поясного времени небо очищается и погода налаживается, значит, день будет хорошим. И наоборот, если с утра ясно и светит солнце, а после 9.00 небо начинает затягиваться, жди ухудшения погоды. Посмотрим. Если небо к девяти очистится, день будет отличный и, значит, все приметы работают.
Погода в жизни на яхте играет ключевую роль. От нее зависит все. Она определяет, куда и с какой скоростью мы идем, заряжены ли аккумуляторные батареи на борту, какое у нас настроение, и даже то, что мы будем есть на обед и будем ли есть вообще. Я уже не говорю о вопросах безопасности плавания, особенно в районах частых штормов и ураганов. Полинезия считается ураганно-опасным районом. И хоть основные маршруты распространения ураганов проходят далеко к юго-западу отсюда, в период с декабря по апрель большинство яхтсменов предпочитают не выходить в море, а отсиживаться в безопасных убежищах, таких, например, как архипелаг Гамбье. В маринах даже раздают специальные буклеты с описанием наиболее опасных зон Полинезии и рекомендациями по уклонению от ураганов.
Поэтому погоде мы всегда уделяли большое внимание. И нет ничего удивительно в том, что в своих отчетах о плавании я часто злоупотребляю описанием состояния неба и моря. Это на берегу, если ветер задует или дождь пойдет, ничего не поменяется в жизни. А в море даже небольшие перемены в погоде могут коренным образом изменить жизнь на яхте.
Сегодня я первый раз после Мангарева сделал зарядку. Отличные ощущения. Зарядку в море я делал свою, особенную. Комплекс упражнений мне еще в Киеве составил преподаватель института физкультуры и по совместительству - врач сборной Украины по легкой атлетике. Я познакомился с ним, когда готовился к походу.
Как и у каждого человека, у меня были свои проблемы со здоровьем. Вернее, не то, чтобы это были проблемы. Просто некоторые части моего организма немного меня беспокоили. Себя я всегда считал человеком спортивным и здоровым во всех отношениях. Но кабинетная работа и удобное сидение автомобиля делали свое черное дело. Появились проблемы со спиной в районе поясницы и в области шеи. Об этом я и рассказал моему новому знакомому в институте физкультуры. И попросил его совета об упражнениях, которые смогли бы меня поддержать в форме в дальнем походе.
- Только на яхте мало места и ее сильно качает, - постарался обрисовать тогда я условия, в которых мне придется заниматься физкультурой.
- Мне нужны такие упражнения, которые бы я мог выполнять, не держась ни за что, и не рискуя упасть или наставить себе синяков.
В итоге я получил комплекс упражнений, который идеально подходил к условиям яхты и который в море я старался выполнять постоянно. Только в начале похода, да еще в водах Южной Атлантики и Патагонии, когда было холодно и большое количество одежды не позволяло свободно шевелиться, я немного филонил. В тропиках же я старался регулярно выполнять свои упражнения на утренних вахтах. И они здорово выручали. В условиях малой подвижности зарядка позволяла держать себя в форме.
Я и Юру пытался уговорить присоединиться ко мне. Но он постоянно отнекивался и с некоторым раздражением обычно отвечал:
- Мне она не нужна. Она мне не поможет.
Кажется, Юра считал мои утренние зарядки пустой тратой времени.
Как и ожидалось, к 9.00 небо почистилось. Значит, день должен быть хорошим.
Когда до первого острова архипелага оставалось около 20 миль, появились птицы. А через пару часов, миль за 10 до Nukutepipi, показались верхушки пальм, которыми был густо покрыт низкий остров. Мы сидели на палубе, ели огромный мангаревский грейпфрут и разглядывали приближающийся атолл.
К острову подошли к полудню. За две мили до него убрали грот. Без грота скорость упала на 2 узла, и теперь мы шли не больше 3,5 узлов. Характерной белой полосы прибоя видно не было. Значит, можно будет попытаться высадиться на берег.
Еще на подходе к Nukutepipi, когда в бинокль разглядывал густо заросший пальмами берег, я вдруг увидел среди деревьев красное пятно. Странно, этот остров должен быть необитаемым. Судя по рельефу, воды здесь нет. Да и район океана этот не очень обжитой. Юго-западная часть архипелага Туамоту, где мы сейчас находились, считается опасным для плавания районом. Острова здесь все низкие, с большим количеством подводных рифов, которые и на картах-то не всегда обозначены. Или обозначены с неточностями. Часто рифы скрыты водой, и увидеть их даже днем можно только с близкого расстояния. А шум ветра и моря не дает услышать гул прибоя и по звуку определить близость опасности. Поэтому, яхтсмены не часто захаживают в эти края, предпочитая ходить в более людных районах Полинезии к северу и к востоку отсюда.
Даже в яхтенных справочниках по Полинезийским водам вы не найдете ни одного упоминания об островах этой части архипелага. Возле таких островов начинаешь понимать, насколько опасными были плавания в эпоху парусных судов, когда не было ни карт, ни спутниковой навигации, ни яхтенных справочников. |
|
|
|
Чем ближе мы подходили к острову, тем очевиднее становилось, что красное пятно в пальмовых зарослях было искусственного происхождения. Может быть, это сигнал бедствия, вывешенный потерпевшими крушение моряками? Может, кому-то нужна наша помощь, и мы сейчас будем проводить спасательную операцию? А может, мы найдем свидетельства давно минувших морских трагедий? В любом случае, на острове нас ждала какая-то тайна.
Пока фантазия выдавала мне одну версию за другой, мы подходили все ближе и ближе. И красное пятно стало приобретать определенные формы.
- По-моему, это аэродромный чулок, - сказал я, вглядываясь в бинокль.
- Откуда здесь аэродром? Кругом одни заросли. Может, самолеты на пляж садятся?
Юра ничего не ответил. Кажется, таинственное пятно его мало интересовало. А я уже отчетливо видел полосатый красно-белый указатель ветра, какие обычно устанавливаются на аэродромах.
Найти аэродром на острове, который и на картах-то не на всех обозначен, я никак не ожидал. Впрочем, я и сейчас еще не был уверен в том, что это именно «чулок». Берег был весь покрыт пальмовыми зарослями, а пляж абсолютно не убран и никак не годился для использования в качестве взлетно-посадочной полосы. Даже с яхты было видно большое количество «препятствий» на нем в виде валунов и торчащих из песка обломков кораллов.
Мы медленно продвигались вдоль берега. А я все сидел на палубе и всматривался в бинокль в надежде увидеть еще что-нибудь необычное.
Вдруг на южном мысу, прямо на берегу, я увидел куда более удивительную вещь, чем красный чулок среди пальм:
- Знаешь Юра, ты можешь смеяться, но на пляже стоит автомобиль!
- Ага, прибоем выбросило, – ответил с насмешкой Бондарь.
Но на пляже точно стоял автомобиль! Я уже отчетливо видел его блестящие бока, в которых отражалось солнце. Природа такого создать никак не могла. |
|
|
|
Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
|
|
|
|
"Купава".
Переход с архипелага Гамбье (Gambier) - о. Таити (Tahiti) (Для остановки слайда наведите на картинку курсором мышки)
|
|
|
|
|
|
|
|